Найти тему

Некрополь 18 века. Окончание виртуальной экскурсии по одному из старейших кладбищ Санкт-Петербурга

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию заключительную часть обзора самых интересных надгробий установленных на могилах выдающихся россиян, похороненных на территории Лазаревского кладбища, ныне являющегося музеем под открытым небом и носящим название «Некрополь XVIII века».

Шувалов Петр Иванович (1711–1762)

-2

Граф, генерал-фельдмаршал, вице-президент Военной коллегии. Один из влиятельнейших вельмож при дворе императрицы Елизаветы Петровны.

Службу при дворе начал подростком. В последние годы правления Петра I был пажом, а после смерти первого Императора всероссийского стал камер-юнкером при царевне Елизавете Петровне. Был одним из главных организаторов дворцового переворота 1741 года, в результате которого на российском троне воцарилась императрица Елизавета.

В годы царствования дочери Петра Великого Шувалов занимал целый ряд ответственных постов. По его инициативе было проведено Генеральное межевание земель, страна была разделена на войсковые округа (это облегчило набор рекрутов), создалась коммерческая комиссия.

Благодаря ему были основаны многие промышленные и горные предприятия, за счёт чего развивалась экономика страны.
Петр Иванович Шувалов скончался 4 (15) января 1762 года, всего на 10 дней пережив свою благодетельницу Елизавету I. Был похоронен на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга.

Надгробие представляет собой усеченную каннелированную колонну увенчанная мраморной вазой-светильником с пламенем.

Колонна установлена на постаменте из мраморных плит с профилированными карнизом из известняка и плинтом, на цоколе из розового гранита и известняковых плит.

-3

Памятник в ограде кованого железа из круглых и продольных прутьев с розетками и шарами на углах.

Щедрин Семен Федорович (1745–1804)

Автопортрет. Русский музей, Санкт-Петербург
Автопортрет. Русский музей, Санкт-Петербург

Замечательный, но ныне, к сожалению, почти забытый русский художник второй половины 18 века. Один из основоположников жанра классического пейзажа в отечественной живописи.

Сын солдата лейб-гвардейского Преображенского полка. Начальное образование получил в преображенско-полковой школе для детей военнослужащих. В 14 лет был принят в Академию художеств, которую окончил с золотой медалью и получил право на стажировку в Париже. В столице Франции его наставником стал итальянец Франческа Казанова, брат знаменитого авантюриста.

В 1776 году вернулся в Петербург и получил место живописца при Кабинете Её Императорского Величества «с обязанностью рисовать виды дворцов и парков».
Предлагаю вашему вниманию несколько работ замечательного пейзажиста.

В Царскосельском парке
В Царскосельском парке
Вид в Павловске на долину Славянки и большой каскад
Вид в Павловске на долину Славянки и большой каскад
Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной
Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной

Эти и многие другие работы Семена Федоровича Щедрина, стали яркими образцами классицизма в русской живописи на которых учились несколько поколений художников.
В 1779 году он получил звание академика ИАХ, был инспектором художественных классов, членом Совета Академии. С 1796 года занимал пост адъюнкт-ректора.

Скончался 13 сентября 1804 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1939 году перезахоронен в «Некрополе 18 века»

Надгробие Жертвенник с суживающимися кверху гранями, прорезан полуциркульным арочным проемом, перекрыт двускатным карнизом с фронтонами и акротериями, на прямоугольном плинте. Во фронтонах рельефные венки со скрещенными факелами. На южной стороне по периметру арки 12 рельефных звезд, по сторонам симметрично по три рельефных килика.

-8

Надпись на боковой грани гласит:

"Здесь покоится прахъ Коллежского Советника Императорской Академiи Художествъ Адъюнктъ Ректора и Ордена Св: равно Апостольнаго Князя Владимира 4 степени Кавалера Семена Федоровича Щедрина."

Рядом находится ещё один практически аналогичный памятник

-9

Ничего удивительного в этом нет, потому что под ним упокоился родной брат художника, замечательный скульптор

Щедрин Феодосий Фёдорович (1751–1825)

Гейтман Егор Иванович. Портрет Феодосия Федоровича Щедрина. Литография
Гейтман Егор Иванович. Портрет Феодосия Федоровича Щедрина. Литография

Так же, как и старший брат учился в преображенско-полковой школе для солдатских детей.
В 1764 году принят в число казённых воспитанников при Императорской Академии художеств. Обучался скульптуре и за время пребывания в академии был отмечен целым рядом наград. В 1773 году, был направлен для продолжения обучения за границу.
Провел в Риме Флоренции, Париже более 10 лет, в течение которых был удостоен нескольких наград европейских академий.

Вернувшись в Петербург, Щедрин занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В дальнейшем был членом Совета Академии, адъюнкт-профессором, а в 1818 году назначен ректором Академии художеств.

Многие произведения Федосия Щедрина стали узнаваемыми символами Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Нимфы, несущие земную сферу. Скульптурная группа здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 1812—1813 гг.
Нимфы, несущие земную сферу. Скульптурная группа здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. 1812—1813 гг.
Персей с головой Медузы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1800 год.
Персей с головой Медузы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1800 год.
Аллегория Невы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1805
Аллегория Невы. Статуя Большого каскада в Петергофе. 1805

Феодосий Фёдорович Щедрин принимал участие в скульптурном оформлении Биржи, Казанского собора и многих других зданий без которых сегодня невозможно представить Санкт – Петербург. Считается, что ему «крупно не повезло» жить и творить в одно время с Федотом Ивановичем Шубиным, о котором я недавно писал на моем канале

Постоянное соперничество за право быть первым придворным скульптором и сопутствующие этому интриги привели к тому, что имя Федосия Щедрина сегодня практически неизвестно в отличие от имени Шубина, хотя мастерами они несомненно были выдающимися и работы их сегодня можно увидеть в крупнейших отечественных музеях.

Ф. Ф. Щедрин. Портрет императрицы Екатерины II. Эрмитаж
Ф. Ф. Щедрин. Портрет императрицы Екатерины II. Эрмитаж

Замечательный скульптор скончался 25 января 1825 года и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Перезахоронен в «Некрополе 18 века» в 1939 году. Вместе с ним упокоилась дочь Елизавета Феодосьевна Демут-Малиновская, вышедшая замуж за знаменитого ученика своего батюшки.

Леонард Эйлер (1707–1783)

-15

Всемирно известный швейцарский и российский математик, считающийся одним из величайших ученых в мировой истории. Кроме математики внес большой вклад в механику, физику, астрономию и множество других наук, от химии до медицины истории и языкознания.

В Россию прибыл в возрасте 20 лет, где получил место адъюнкта высшей математики в только формировавшейся Академии наук. За первый период пребывания в России года он написал более 90 крупных научных работ и стал известен во всей Европе. В 1741 году Эйлер получил приглашение возглавить Математический департамент Берлинской академии наук и подал прошение об отставке. Прошение было удовлетворено, причем ученому была назначена пожизненная пенсия 200 рублей в год.

В 1766 году великий ученый по личному приглашению императрицы Екатерины Великой повторно возвращается в Петербург, где остается до конца жизни.
Знания этого человека были поистине энциклопедическими, а его вклад в мировую науку сравним разве что с таким корифеем как Михал Васильевич Ломоносов.
Кроме математики, он глубоко изучал ботанику, медицину, химию, теорию музыки, множество европейских и древних языков. Кстати сказать, когда молодой ученый впервые прибыл в Петербург он ни слова не знал по-русски, а уже через год не только бегло разговаривал на великом и могучем, но и вел научные дискуссии и писал статьи для первого русского научного журнала «Комментарии Петербургской Академии наук». Он работал до последнего дня своей жизни и скоропостижно скончался 7 (18) сентября 1786 года во время послеобеденной беседы с академиком А. И. Лекселем о недавно открытой планете Уран.

Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. Согласно книге, «Петербургский некрополь» написанной В. И. Саитовым в 1912 году надпись на памятнике на немецком языке гласила:

«Здесь покоятся останки знаменитого во всём свете Леонарда Эйлера, мудреца и праведника. Родился в Базеле 4 апреля 1707 года, умер 7 сентября 1783 года».

А потом про ученого стали забывать, и могила едва не затерялась. В 1837 году к сто тридцатилетию со дня рождения Леонарда Эйлера по инициативе Академии наук на могиле ученого был воздвигнут гранитный саркофаг с надписью на латинском языке

«Леонарду Эйлеру — Петербургская Академия»

Ещё 120 лет спустя в ходе празднования двухсот пятидесятилетия со дня рождения великого ученого надгробие было перенесено в «Некрополь XVIII века» и теперь Эйлер покоится неподалеку от Ломоносова.

-16

На этом мои уважаемые читатели и подписчики моего канала разрешите сегодня прерваться. Как я уже написал в названии это была финальная статья посвященная «Некрополю XVIII века» но конечно же не последняя наша с вами встреча.

Все статьи цикла можно прочесть, перейдя по ссылке

Некрополь XVIII века -музей под открытым небом | Записки питерского скульптора | Дзен

В моих планах ещё множество виртуальных экскурсий по другим некрополям Александра-Невской лавры и историческим кладбищам Санкт-Петербурга. Ну и конечно я хотел бы показать вам удивительные дома и памятники нашего чудесного города рассказать о людях, ходивших по питерским улицам, да и много чего ещё. Надеюсь, все это будет, а будет это исключительно при условии, что вы будете читать меня. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.