О Доктрине Монро можно легко и просто написать большую статью с помощью Его Величества Искусственного Интеллекта. Но меня смущает опыт, который я уже получил, работая с ИИ. Он оценил товарища Сталина как эффективного менеджера, осуществившего революционную индустриализацию России, хотя и ценой уничтожения крестьянства (в этой статье).
А это портрет Папы Римского (он 266-й бишоф Рима и соответственно Римский Папа) по мнению ИИ от Гугла, который при создании образа учёл не только высказывания Папы Францискуса, но и требования западного идейно выдержанного разнообразия полов и равенства рас. Итог - юная темнокожая женщина. Необычно.
Кстати вечером в страстную пятницу 29. марта на фоне Колизея в Риме как декорации Папа (настоящий и собственной персоной) возглавил процессию и богослужение. Традиция берёт начало с 1964 года.
Как художник Искусственный Интелект в праве сказать: "Я так вижу!", но зато при решении прикладных задач он показывает высокий класс. Например, для ареста террористки RAF (Фракция Красной Армии) он с учётом старения произвёл распознавание лица и вывел на адрес. Террористку Даниэлу Клетте разыскивали 30 лет. С 2008 года полиция Германии внедряет системы распознавания лиц.
Публике подали красивую сказочку о канадском журналисте, якобы с помощью ИИ выследившего Даниэлу за 30 минут, ну, ясень корень, медиа-писакам надо заработать.
Итак, Монро. Попробуем просто опираться на факты.
В августе 1823 года британский министра иностранных дел Джордж Каннинг передал послу США проект совместного заяаления двух стран о запрете европейским государствам вмешиваться в дела стран обеих Америк, в первую очередь - Латинской Америки.
С начала 19 века несколько бывших испанских колоний Центральной и Южной Америки в борьбе завоевали независимость, которую Соединённые Штаты приветствовали и поддержали. В 1822 году президент США Джеймс Монро объявил о признании нескольких освободившихся государств, среди них Мексику и Колумбию.
Америка американцам!
О европейских угрозах интересам Америки стали размышлять после вторжения наполеоновских войск в Испанию, владевшей в Америке огромными территориями. Целью Наполеона был разгром революционного движения испанцев и установление конституционной монархии.
В 1815 году русский царь Александр I приложил много старания и дипломатических усилий и создал Священный Союз европейских ("континентальных") монархий как бастион против всех революционных и националистических движений.
Для США и Англии стал актуальным вопрос, будет ли реставрация Абсолютизма в Испании означать и стремление к воссозданию испанской колониальной империи? Союз США и Англии против этих устремлений Испании означал также снижение риска конфликтов с бывшей "материнской" страной - воспоминания о конфликте 1812-1814 гг. и занятие англичанами Вашингтона были ещё свежи.
Однако предложение англичан по совместному заявлению о запрете для Европы вмешиваться в дела двойного континента подразумевало и то, что участь испанских колоний может быть решена без участия Англии. Иначе это означало бы для США отказ от национальной цели расширения границ в северном континенте до Тихого Океана.
Ещё в 1819 году угрозами войны и посулами денежных "отступных" администрация президента Монро принудила Испанию уступить Флориду.
При этом американцы были убеждены, что рано или поздно территории, стоявшие под испанским управлением - Техас, Нью-Мексико и Калифорния, а также остров Куба должны стать американскими.
Джеймс Монро был 5-м президентом Соединённых Штатов в 1817-1925.
Будучи послом в Англии он добился от Парижа продажи Луизианы в 1803 году.
Был военным министром в войне против Англии 1812-1814 года, а теперь в 1923 году вместе с Англией сделал заявление Священному Союзу Европы о недопустимости вмешательства или интервенции в дела южно-американских республик. С этого времени Монро облекает цели США и угрозы европейцам в Доктрину Монро - в документе, представленном Конгрессу 2 декабря 1823 года.
Отныне весь американский континент закрыт для попыток колонизации европейцами. Любые попытки возвращения колоний и восстановления монархий будут рассматриваться как угроза национальной безопасности США.
В свою очередь Америка не вмешивается в европейские дела, пока её собственные интересы не затрагиваются.
То, что прозвучало как Манифест солидарности, на самом деле было утверждением гегемонии США в западном полушарии. Сначала, конечно, США силёнок не хватало, чтобы претворить доктрину в жизнь.
В 1833 году, когда Великобритания захватила Фольклендские острова, Аргентина обратилась к США за помощью, но те скромно промолчали, да и с Англией ссориться не хотелось.
Во время мексиканско-американской войны (1846-1848) президент США Дж. Полк попытался предостеречь Англию и Францию от вмешательства, что не помешало Наполеону III в 1861 году отправить войска в Мексику и установить в ней марионеточную монархию.
Однако по окончании Гражданской войны президент Грант провозгласил новое требование доктрины Монро: никакие области обеих Америк не могут более управляться европейскими государствами. И в конце XIX века новая мировая элита - США, победив в "splendid little war" Испанию, осознала свою силу и власть.
США осуществили аннексию Пурто Рико и Филиппин. Куба, хотя и получила формальный суверенитет, но должна была внести в конституцию право США на защиту суверенитета Кубы путём интервенции.
В 1904 году президент Теодор Рузвельт официально объявил об ограничении суверенитета латиноамериканских государств. Перед этим Германия и некоторые другие европейские государства посылали свои эскадры, пытаясь получить долги и компенсации. Возникшие в 1902-1903 году кризисные ситуации в Венесуэле и Доминиканской Республике, были разрешены угрозой президента Рузвельта не остаться в стороне, а начать играть роль "мирового полицейского", а хаос в Доминикане был разрешён взятием государства под финансовый контроль США.
На основании так называемой поправки Рузвельта войска США в течении следующих десятилетий неоднократно высаживались на Кубе, Гаити, заходили в Никарагуа и Доминиканскую Республику.
В 1917 году Америка впервые нарушает собственный нейтралитет относительно европейских конфликтов и вступает в Первую мировую войну.
Однако, если в Европе авторитет Америки резко возрос, в Южной и Центральной Америке появился устойчивый образ противных и жадных "янки".
Это было учтено. Уже в двадцатых годах прошлого века, начиная с президента Гувера, США стали пропагандировать "добрососедство" во всей Америке, а следующий президент Франклин Д. Рузвельт сделал пропаганду этого добрососедства одним из главных направлений своей внешней политики. А на Конференции американских государств в 1933 году в Уругвае министр иностранных дел США даже заверил, что никакая страна теперь не должна опасаться американской интервенции.
Только нацистская Германия пыталась укорять Америку во вмешательстве "пространственно чуждой власти" в европейские дела и в других регионах мира.
Во времена "холодной войны" доктрина Монро была вновь озвучена, чтобы противодействовать усилению влияния Советcкого Союза в Латинской Америке.
Демократия и её принципы при этом не играли никакой роли - дружественные Америке диктатуры не только поддерживались, но и с помощью США приводились к власти. Если это было необходимо, левые и социалистические режимы свергались с помощью CIA: 1954 год - Гватемала, 1973 - Чили.
Самое сильное противодействие получила доктрина Монро конечно на Кубе, где революционеры Фиделя Кастро в 1959 году свергли диктатора Ф. Батиста и национализировали американскую собственность.
Попытки свергнуть Кастро постоянно проваливались и с помощью Советского Союза режим даже укрепился. Президент Кеннеди объявил о неизменном действии доктрины Монро, что в итоге привело к так называемому Кубинскому кризису в октябре 1962 года. Кеннеди всё же удалось вынудить СССР убрать ракеты, способные нести атомное оружие, с Кубы, но для США власть на Кубе оказалась "удивительно стабильной".
Тем больше оказался страх перед "второй Кубой" в 1983 году, когда президенту Рейгану пришлось свергать просоциалистический режим на Гренаде и сандинистов в Никарагуа.
Но и после распада СССР доктрина Монро не устарела для США: Латинская Америка пытается противодействовать янки, а Венесуэла и Куба остаютя для США бельмом а глазу.
Дональд Трамп в речи 2018 года в ООН прямо заявил о продолжении действия доктрины Монро, на сей раз в адрес Китая. Он подчеркнул право США контролировать иностранные инвестиции в Латинской Америке.
Как было сформулировано в 1823 году "Америка американцам!" означает до сих пор: США не приемлют военного или территориального присутствия европейских или азиатских держав в западном полушарии.
Второе положение доктрины Монро о невмешательстве Америки в европейские дела оказалось на деле исторической реминесценцией. И наоборот, европейским странам пришлось по душе вмешательство США в войны против Кайзера, гитлеровской Германии и в борьбу с "советской угрозой".
До сих пор утешаются европейцы тем, что их безопасность гарантируется Вашингтоном. Однако Ренессанс "America first!" Дональда Трампа и "Европа европейцам!" внушает им страх и опасение, что это обрадует Кремль.