Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Правомерно ли привлечение образователя ТКО к административной ответственности в случае отсутствия у него лимита на размещение таких отходов?

Правомерно ли привлечение образователя ТКО к административной ответственности в случае отсутствия у него лимита на размещение таких отходов?

Отвечает генеральный директор Центра Кокотов Борис:

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 10 указанного Федерального закона операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
При этом важно отметить, что согласно п. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, собственник твердых коммунальных отходов обязан передавать такие отходы региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который самостоятельно обеспечивает их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
При этом после передачи твердых коммунальных отходов их образователь не имеет возможности ими распоряжаться, поскольку решение о дальнейшем обращении с отходами принимается региональным оператором самостоятельно, исходя из необходимости соблюдения территориальной схемы обращения с отходами.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021 (далее – Методические указания).
Согласно п. 2 указанного нормативного правового акта Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), в котором обосновывается планируемая деятельность по образованию и обращению с отходами I - V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I и II категориям.
Согласно п. п. 14, 15 Методических указаний ПНООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС I, II категории, содержат, в том числе:

  • сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;
  • сведения о планируемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего размещения.

Согласно п. 26 Методических указаний В раздел «Приложения» НООЛР объектов НВОС I и II категорий включаются:

  • заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству;
  • заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов определенных видов и классов опасности (при наличии);
  • карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов;
  • карта-схема расположения мест накопления отходов;
  • иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем с учетом отсутствия возможности распоряжаться судьбой твердых коммунальных отходов после их передачи региональному оператору, указанные сведения не могут быть отражены в ПНООЛР корректно.
Таким образом, в ПНООЛР целесообразно указывать сведения о планируемом образовании твердых коммунальных отходов с приложением договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с региональным оператором.
Дополнительно в ПНООЛР в качестве приложения возможно включение разъяснений о передаче всего объема (массы) твердых коммунальных отходов региональному оператору.
Разработка лимитов на размещение твердых коммунальных отходов, равно как и включение в ПНООЛР реквизитов объекта размещения отходов (номера объекта в государственном реестре объектов размещения отходов), нецелесообразны в силу отсутствия возможности распоряжаться такими отходами.

Отсутствие установленного лимита либо превышение установленного для собственника (образователя) твердых коммунальных отходов лимита на размещение таких отходов не имеет самостоятельного правового значения, поскольку собственник (образователь) отходов не принимает решение о количестве размещаемых твердых коммунальных отходов, а также об объектах размещения отходов, где планируется размещение твердых коммунальных отходов.
Кроме того, образователь твердых коммунальных отходов не является плательщиком платы за размещение данных отходов, в связи с чем установление лимитов на размещение ТКО для образователя данных отходов является бессмысленным.
Привлечение собственника (образователя) твердых коммунальных отходов к административной ответственности за отсутствие лимита на размещение таких отходов, не соответствует действующему законодательству.