Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Камни и металлы в русской бытовой магии. Небесная громовая стрела от сильной боли

Наши предки верили, что лечиться можно не только травами и заговорами, но и с помощью камней и металлов. Считалось, что они оберегают от смерти, болезни, старости и бедности, а потому их часто упоминали в заговорах, песнях и сказках, использовали в обрядах и повседневной жизни. Читайте в нашем материале, как платок с золотой вышивкой сохраняет молодость, алмазы защищают от дурного глаза, а магнит проверяет крепость чувств в семье.

Борис Смирнов. Деревенский знахарь (фрагмент). 1904. Новосибирский государственный краеведческий музей, Новосибирск
Борис Смирнов. Деревенский знахарь (фрагмент). 1904. Новосибирский государственный краеведческий музей, Новосибирск

В бытовой магии на Руси часто использовали камни. Как правило, способ применения был связан с их свойствами. Холодные и тяжелые камни, например, клали на грядку: чтобы капуста росла крепкой. Другим известным свойством была неподвижность. Суеверные люди считали, что камни могут останавливать опасности и болезни. Минералы и самоцветы часто становились оберегами. Магические и лечебные качества камней описаны в старинных литературных памятниках — травниках и лечебниках, например в «Благопрохладном вертограде».

Николас Рюкманс. Пророк Илия (фрагмент). По оригиналу Питера де Йоде. 1643. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, Москва
Николас Рюкманс. Пророк Илия (фрагмент). По оригиналу Питера де Йоде. 1643. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, Москва

Часто деревенские знахари лечили больных громовым камнем, его еще называли грозовой, или громовой, стрелой. По поверьям, в него превращалась молния, которая ушла в землю. В народе считали, что гром возникал, когда святой Илия Пророк мчался по небу на огненной колеснице. А молнии он метал в дьявола. Но тот прятался, принимал форму разных предметов, забирался в дерево или человека. Огненная стрела Илии попадала в дьявола, а после уходила в землю, где ее находили спустя несколько лет в виде камня.

Якоб ван Шлей. Гром-камень, найденный на Лахте (фрагмент). По оригиналу Юрия Фельтена. 1770. Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
Якоб ван Шлей. Гром-камень, найденный на Лахте (фрагмент). По оригиналу Юрия Фельтена. 1770. Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург

Историки полагают, что громовыми стрелами могли становиться древние кремниевые наконечники стрел и копий, которые отыскивали люди, расплавленный молнией песок, окаменевшие остатки белемнитов — древних моллюсков. Этнограф Михаил Чулков писал, что такой камень вымачивали в воде, которой затем обливали человека: считалось, что это облегчает сильные боли. В некоторых регионах знахари обводили камнем болезненные участки на теле.

Автор: Маргарита Ковынева