Принцесса Уэльская в начале 2024 года почти на 3 месяца без видимых на то причин пропала из публичного пространства и не давала о себе знать, тщательно скрываясь от журналистов.
Когда Кэтрин опубликовала первое за долгое время семейное фото с детьми, на нее обрушилась критика за сильно отредактированное изображение, которое вместо прояснения ситуации только усугубило конспирологические теории о пропаже будущей королевы. Дошло до того, что принцессе пришлось извиняться за корявый фотошоп, который она делала сама как фотограф-любитель.
Сейчас уже известно, что ей нужно было сосредоточиться на общении с детьми и своем здоровье, но случай создал прецедент – информ-агенства мирового уровня удалили из баз все редактированные снимки, а фанаты БКС кинулись искать подлоги в старых фотографиях Виндзоров.
И даже нашли, но это совсем другая история.
Кто еще из обитателей дворцов прошлого подчищал свои публичные изображения на доступных тогда монетах, картинах и фресках?
Раньше, чтобы примерно знать как выглядит монарх, достаточно было взглянуть на монету с чеканным профилем – теперь у вас есть маленький личный портрет короля для обожания. Дабы время от времени напоминать о себе, правитель обычно устраивал ревизионный тур по городам и выходил праздничным утром на балкон дворца.
Вон та подвижная точка в алом бархате, едва видимая с дальнего конца площади, изящно машет с высоты третьего этажа – отлично, не пропадем покуда он с нами.
Если же разносилась по селам дурная весть, будто драгоценный суверен болен – для подданных надежным средством проявить сочувствие оставалась истовая молитва. Когда повезет, заезжий торговец привозил свежие новости из столицы, после воскресной службы у прихожан появлялась редкая интригующая тема для обсуждения.
Теперь все изменилось.
Публике подавай дорогостоящее шоу с участием их высочеств: пусть копают памятные саженцы, дежурно ходят с одного благотворительного вечера на другой, тщательно обдумывают каждый свой наряд и слово, и с недавних пор – ежесекундно отчитываются в соцсетях о личном самочувствии и настроении, желательно в картинках.
Свят-свят, если нанятый на работу профессиональный сммщик величества не успеет выпить кофе утром, оттого спросонья забудет поздравить подписоту с сезонными праздниками или выложит неудачные фотографии с корявым текстом.
Несправедливая кара в виде лавины слухов, бесконечного обмусоливания ерундовой человеческой ошибки и увлеченного копания в несвежих спальных принадлежностях ждет любого современного вельможу, кто осмелится хотеть старинного узаконенного права Privacy, просить неприкосновенности своей частной жизни.
Той устоявшейся веками концепции мягкой дистанции в культуре общения и поведения, на которой крепко стоит английское общество.
Британские ретушеры
Когда в долгожданном семейном портрете принцессы Уэльской с детьми охочие до контента умельцы нашли признаки цифрового редактирования, – того зачастую безобидного украшательства, что сделает сейчас практически каждая женщина перед публикацией в сеть (тем более у восстанавливающейся после болезни Кэтрин были разумные причины немного подретушировать фото), – вместо сочувствия и поддержки интернет-сообщества последовала ханжеская реакция моралистов, азартно раздуваемая желтушной британской прессой до гигантских размеров.
Посмотрим, кто еще из монархов отваживался на фотошоп, вернее в случае давно почивших государей: на редактирование и правки ради улучшения конечного результата для поддержания имиджа.
Начать стоит с Генриха VIII, как самого далекого от нас по временной шкале.
А можно немного удлинить ноги и пририсовать домочадцев?
Профессор истории Френсис Янг утверждает, что волна истерии с манипулированием изображений докатилась аж в XVI век. С ее слов, лондонская галерея Букингемского дворца стоит перед непростым выбором: прятать картину в запасники или пропустить мимо ушей.
Третья жена любвеобильного короля Джейн Сеймур не дожила до момента начала написания масштабного династического портрета, он был готов к 1545 году. Неизвестный автор полотна не мог писать ее с натуры и просто скопировал фигуру королевы и лицо царственного супруга с более ранней работы придворного художника Ганса Гольбейна младшего.
Поза юного Эдуарда VI полностью повторяет стоящего отца со знаменитого портрета Гольбейна 1540 года, который в свою очередь является списком мастера с его же более ранней фрески в натуральный рост из дворца Уайтхолл, сгоревшего в 1698 году.
Из сохранившихся документов известно, что Генрих не отказывал себе в обильной пище и совсем не дружил со спортом, отчасти по причине серьезной травмы на турнире – тонкая талия, выпирающий гульфик, властный спокойный взгляд и свежий вид лет на 10 моложе реального бессовестно льстят заказчику портрета.
Уцелевшие прижизненные парадные доспехи Генриха указывают на то, что ноги монарха были заметно короче нарисованных.
Когда уже откажутся от серебряных пластин и перейдут на цифру
Королева Виктория моргнула в момент съемки семейного портрета с принцами мистером Уильямом Килбурном в 1852 году. Чтобы сохранить удачное изображение детей, она просто зачеркнула себя на серебряной пластинке готового даггеротипа.
Сегодня мне захотелось вернуться в дивный сад, стояла великолепная погода. Туда, где мы сделали прехорошенькие детские портреты, мой пришелся неудачным.
Немного позже появилась еще одна версия снимка, с него уцелела только раскрашенная копия.
Французы тоже горазды
Жак Луи Давид имел неосторожность связаться с Робеспьером, но ему хватало ума и профессионализма оставить свои взгляды ради искусства (и шкура целее будет).
Маэстро мог как угодно относиться к выскочке-императору, однако его историческое масштабное полотно "Священный собор" насквозь пропитано рекламной идеей вдохновляющих перемен, вносимых смелым реформатором и, наверняка, щедрым заказчиком.
Венчаю себя на царство
Фигура Наполеона крупнее остальных, композиция выстроена так, что она притягивает внимание.
По традиции, Папа римский должен проводить обряд помазания, здесь же всей церемонией руководит единственный по-настоящему важный для будущего страны человек – понтифик отрешенно благословляет само-коронацию генерала Бонапарта, участвуя скорее для массовки и размышляя когда уже подадут праздничный обед.
Не забыли про дам.
Розовощекая Жозефина для 41 года выглядит замечательно, со звонкой фигурой молодой девушки и темной шевелюрой без единого белого волоска.
В отличие от почтенно преклонившей колени жены, подчеркнуто смиряющейся перед незыблемым статусом мужа, особо почитаемая у сицилийцев мать без пяти минут императора сидит в богатом кресле – выше уровня Папы – хотя в реальности Мадам Мере даже не явилась на церемонию.
Эдакое маленькое сыновнее заискивание не без практичности: матушка имела определенный вес в обществе и солидные связи, очень пригодится чтобы удержаться на троне.
Скромность украшает королев
Едва заселившись в покои Версаля деятельная Мария-Антуанетта назначила придворной художницей Элизабет Виже-Лебрен. Тогда женщина-портретист на таком высоком посту должна была угодить сразу всем, без конца доказывая свою компетентность.
Спустя год после громкого скандала с бриллиантовым ожерельем, опозоренная королева поняла что нужно срочно заниматься пиаром: пришлой автриячке и так французский народ не слишком-то доверял, а мутная история с вульгарными камнями в долг при её репутации вздорной сумасбродки только плодила грязные разговоры.
Пытаясь найти поддержку у сторонников, она неосторожно приблизила к себе герцогиню де Полиньяк и принцессу Терезу Ламбаль – новая порция оскорбительных памфлетов о чересчур пылкой близкой дружбе сразу расползается по Парижу.
Робкие попытки благодетельствовать сиротам не утешали нищих крестьян отдаленных провинций, считавших навязанную им государыню глупой бесполезной женщиной.
В отчаянии, королева заказывает портрет, продвигающий ее имидж заботливой скромной матери, равно как о принцах беспокоящейся обо всей нации – её детях, подлинных сокровищах любой монархии.
В простом платье статусного красного цвета, без лишних украшений, окруженная по-детски трогательными наследниками, она просит сочувствия у зрителя. Еще недавно из кроватки принцессы Софи доносился звонкий смех, но сейчас опустошенная потерей Мария-Антуанетта не в силах сопротивляться нападкам обидчиков.
Весь портрет словно кричит: "Понять и простить".
Ведь кто не ошибается, тот не ест пирожных.