Приятно быть первыми в мире, а особенно в таких направлениях, от которых зависит победа на поле брани и выживание страны. Силы РФ получили специальную беспилотную платформу военного назначения с предельно широкими возможностями для применения. За неказистую внешность её прозвали «Зубило», но это так сказать «рабочее» наименование. Во что превратится данный монстр, и как его будут величать – покажет ближайшее время.
Пресс-служба АО «Ремдизель» сообщила о подготовке к отправке в войска в апреле нескольких партий «Зубил». И это крайне важно – данную технику запросили и саперы, и разведчики, и штурмовики и еще те, о ком говорить запрещено. Причем сразу в опытную эксплуатацию, в боевых условиях и для выполнения реальных задач. Никому не нравится то, что выпускает завод, но все твердо знают, что после получения новых данных именно под их нужды будут изготовлены совершено новые машины.
В том и прелесть «Зубила», что это не бронетранспортер, не робот, не какая-то вариация армейского беспилотника, а платформа. На основе которой можно сочинять все, что солдатская душа попросит. Если ранее в российской армии ставили удаленное управление на старые броневики всех мастей и делали небольшие наземные беспилотники, то теперь в войска пойдет специально для них созданный агрегат. Настоящий военный беспилотный рабочий мул.
Понятно, что все параметры у «Зубила» будут варьироваться и очень широко. О базовой версии известно, что она снабжена движком на 350 л.с, может на нормальной дороге разгоняться до 100 км/ч, а на бездорожье преодолевает подъемы с уклоном 30 градусов. Машина весит 16 тонн, во многом из-за наличия брони, может перевозить почти 3 тонны груза, но это условно. Поставишь боевой модуль – снизится загрузка, и наоборот. Это будут определять уже прямо на передовой.
Броня у «Зубила» хлипкая, в лучшем случае выдержит попадание 30-мм снаряда и то в лоб. Зато она дешевая и простейшая в изготовлении, а вся машина по своей сути – набор узлов от «Камаза». Полная унификация с серийными изделиями и идеальная ремонтопригодность, что и было главным условием для конструкторов. Одна из ключевых задач для всех беспилотников – миссии камикадзе, но взрыв не всегда уничтожает аппарат целиком и остается возможность или починить, или разобрать на запчасти то, что осталось. «Зубило» буквально создано под эти задачи.
Сложный момент в том, что касается управления, так как устойчивая удаленная связь с машиной возможна на расстоянии всего около 10 км. В условиях РЭБ и того меньше, но тут и раскрывается еще одна сильная сторона «Зубила». Поскольку он изначально создавался как беспилотник, то есть и несколько схем управления без использования радиосвязи. Например, через ретрансляцию сигналов через небольшой БПЛА, который несет на борту и выпускает сам броневик. Можно использовать лазерный луч, акустические колебания или банальный кабель для передачи данных.
Беспилотник – друг остальных беспилотников, поэтому одной из модификаций «Зубила» является функция док-станции для боевых дронов. Большой и тяжелый броневик тащит на себе огромные аккумуляторы, от которых через специальные устройства заряжаются прочие беспилотники. Появляется возможность выдвинуть защищенный агрегат впритык к ЛБС и обеспечить работу разведывательных БПЛА на постоянной основе, без необходимости возврата в тыл на подзарядку. Аналог дозаправки для боевых самолетов в воздухе, только в меньшем масштабе. Это значит, что людям "за ленточкой" делать будет нечего и их жизни станут меньше подвергаться риску.