Найти в Дзене
Кот Костян

Это не БТР, не танк и не робот: Первый в мире русский "Зубило" уже едет в войска. Во что превратится этот монстр?

Приятно быть первыми в мире, а особенно в таких направлениях, от которых зависит победа на поле брани и выживание страны. Силы РФ получили специальную беспилотную платформу военного назначения с предельно широкими возможностями для применения. За неказистую внешность её прозвали «Зубило», но это так сказать «рабочее» наименование. Во что превратится данный монстр, и как его будут величать – покажет ближайшее время.

Пресс-служба АО «Ремдизель» сообщила о подготовке к отправке в войска в апреле нескольких партий «Зубил». И это крайне важно – данную технику запросили и саперы, и разведчики, и штурмовики и еще те, о ком говорить запрещено. Причем сразу в опытную эксплуатацию, в боевых условиях и для выполнения реальных задач. Никому не нравится то, что выпускает завод, но все твердо знают, что после получения новых данных именно под их нужды будут изготовлены совершено новые машины.

«Зубило». Фото: ТАСС
«Зубило». Фото: ТАСС

В том и прелесть «Зубила», что это не бронетранспортер, не робот, не какая-то вариация армейского беспилотника, а платформа. На основе которой можно сочинять все, что солдатская душа попросит. Если ранее в российской армии ставили удаленное управление на старые броневики всех мастей и делали небольшие наземные беспилотники, то теперь в войска пойдет специально для них созданный агрегат. Настоящий военный беспилотный рабочий мул.

Понятно, что все параметры у «Зубила» будут варьироваться и очень широко. О базовой версии известно, что она снабжена движком на 350 л.с, может на нормальной дороге разгоняться до 100 км/ч, а на бездорожье преодолевает подъемы с уклоном 30 градусов. Машина весит 16 тонн, во многом из-за наличия брони, может перевозить почти 3 тонны груза, но это условно. Поставишь боевой модуль – снизится загрузка, и наоборот. Это будут определять уже прямо на передовой.

Броня у «Зубила» хлипкая, в лучшем случае выдержит попадание 30-мм снаряда и то в лоб. Зато она дешевая и простейшая в изготовлении, а вся машина по своей сути – набор узлов от «Камаза». Полная унификация с серийными изделиями и идеальная ремонтопригодность, что и было главным условием для конструкторов. Одна из ключевых задач для всех беспилотников – миссии камикадзе, но взрыв не всегда уничтожает аппарат целиком и остается возможность или починить, или разобрать на запчасти то, что осталось. «Зубило» буквально создано под эти задачи.

Фото с другого ракурса
Фото с другого ракурса

Сложный момент в том, что касается управления, так как устойчивая удаленная связь с машиной возможна на расстоянии всего около 10 км. В условиях РЭБ и того меньше, но тут и раскрывается еще одна сильная сторона «Зубила». Поскольку он изначально создавался как беспилотник, то есть и несколько схем управления без использования радиосвязи. Например, через ретрансляцию сигналов через небольшой БПЛА, который несет на борту и выпускает сам броневик. Можно использовать лазерный луч, акустические колебания или банальный кабель для передачи данных.

Беспилотник – друг остальных беспилотников, поэтому одной из модификаций «Зубила» является функция док-станции для боевых дронов. Большой и тяжелый броневик тащит на себе огромные аккумуляторы, от которых через специальные устройства заряжаются прочие беспилотники. Появляется возможность выдвинуть защищенный агрегат впритык к ЛБС и обеспечить работу разведывательных БПЛА на постоянной основе, без необходимости возврата в тыл на подзарядку. Аналог дозаправки для боевых самолетов в воздухе, только в меньшем масштабе. Это значит, что людям "за ленточкой" делать будет нечего и их жизни станут меньше подвергаться риску.