Найти тему
Друг для друга Курск

Курский священник ведет богослужения на языке жестов

Оглавление

«Прикоснись кулаком правой руки сначала ко лбу, а затем костяшками к подбородку – это спасибо. Если на правой и левой руке соединить указательный и большой палец в «о», поднять руки ладонями на собеседника и опустить – это аминь». Священник Константин Аристов – единственный в Курской области, кто ведет богослужения на языке жестов. Мы встретились с батюшкой и поговорили о его пути к вере, изучении жестового языка и сочинении песен в стиле... регги.

Священник Константин Аристов родился и до 24 лет жил в городе Северодвинске Архангельской области. Как он сам отмечает, был обычным молодым человеком, к тому же некрещеным. Он задавался философскими вопросами о жизни и смерти, но Бога не искал.

Учился на инженера-корабела, однако разочаровавшись в профессии, поступил на педагога-психолога и всерьез намеревался связать с этой деятельностью свою жизнь. Но и этим планам не суждено было сбыться – мужчина в итоге оказался в Курске и вместе с супругой сейчас старается нести в этот мир христианство.

«Понял, что кто-то есть, но вот кто...»

Сейчас отец Константин уверен, что Бог несколько раз стремился пробудить в нем веру. Так, в 2002 году году, путешествуя автостопом по стране, он попал в серьезное ДТП, но практически не пострадал. И это при том, что он не был пристегнут.

-2

«Я помню удар. А когда очнулся, обнаружил на себе лишь несколько царапин. Другие люди, которые ехали в машине, находились в страшном состоянии. И тогда я всей душой ощутил, что есть некто, кто меня спас. Но вот кто... Пять лет понадобилось, чтобы все осознать. Тогда же я углубился в растаманство. На полном серьезе пел про Джа как бога. Не скажу, что сильно молился, но песни растаманские сочинял и исполнял», – с улыбкой замечает отец Константин.

Через четыре года после страшной аварии молодой человек в компании друзей отправился отдыхать на Соловки. Там узнал о Валаамском монастыре, который произвел на него сильное впечатление.

«Бог пододвигал меня к себе, было трудно не обращать на это внимание, – продолжил священник. – Происходили вещи какие-то сверхъестественные. Например, за одну ночь исцелился сильно ушибленный палец. Я просто внутренне чувствовал, что мне нужно вернуться туда еще раз. Причем в самое ближайшее время. И друг, с которым мы планировали после Валаама поехать на свадьбу к однокласснику, а затем в Пинежский заповедник, сильно обиделся, когда я рассказал о неожиданной перемене своих планов».

-3

Сдал билеты и вернулся на остров. Там ему предложили быть трудником и жить при монастыре. Через несколько дней Константин отправился в Северодвинск, где ему нужно было работать на третьей смене детского лагеря.

Однако и тогда он не спешил идти в храм. Случилось это только после серьёзного происшествия с подростком в лагере.

Оставив учёбу и забрав вещи, Константин Аристов снова уехал в Валаамский монастырь, где крестился и прожил 2 года.

В 2009 году поступил в духовную семинарию в Санкт-Петербурге.

Появление священнослужителя, который понимает, сочли чудом

Во время учебы будущий священнослужитель любил посещать различные конференции для студентов старших курсов. На одной из них узнал о возможности совершать богослужения на языке жестов и о первом в истории семинарии и академии, которые находятся в одном здании, тематическом факультативе. С этого все началось. Первое такое богослужение прошло 22 мая 2011 года. Это было важное событие для академии.

«Учение давалось достаточно легко, но тут есть свои особенности. Русский жестовый – это язык со своей системой. Недостаточно просто выучить слова, так называемая калькирующая жестовая речь – перевод слово в слово, так, как человек говорит. В русском жестовом языке есть своя система, свои расположения объектов, предметов. Есть трудно переводимые моменты, так называемые немануальные компоненты. Например, нужно смотреть на плечи, эмоции, взгляд. Люди думают, что жестовый язык – это только руки, а на самом деле все тело. У нас, слышащих людей, тоже передаются эмоции через невербальные способы, а неслышащие так говорят. Кстати, те кто родился без слуха, мыслят совсем иначе, образами. В процессе образования это постепенно меняется», – отметил отец Константин.

-4

Священник подчеркнул, что вести богослужение на жестовом языке и владеть им – разные вещи. Свои умения он оценивает как весьма скромные. По возможности старается их развивать. «Требуются практика и изучение. К тому же я хотя и общаюсь с глухими, но в формате богослужения, исповеди. Этого мало. Иногда я не понимаю фразы. Да, вижу знакомые жесты, но соединить их, чтобы появился смысл, бывает очень сложно».

Со своей супругой Анной Константин познакомился на Валааме во время работы экскурсоводом на семинарских каникулах. Так как девушка была из Курска и хотела вернуться в родной город, то и он решился на переезд. В столице соловьиного края священник сначала служил пять лет в Знаменском соборе, а сейчас – в Свято-Троицком женском монастыре.

Богослужения проводит на языке жестов при помощи добровольных помощников, которых сам и обучил.

Особое внимание уделяет развитию местной православной общины глухих и слабослышащих. К слову, некоторые верующие сочли появление священнослужителя, который понимает их, настоящим чудом, о котором молились.

«В Курске есть еще Дмитрий Королев, на которого я возлагаю большие надежды. Он окончил семинарию, и, быть может, в Курске скоро появится второй священник, который владеет языком жестов», – отметил отец Константин.

«Я не Моцарт, не Бах и даже не Виктор Цой»

Сейчас священнослужитель воспитывает с супругой Анной четырех детей и занимается просветительской деятельностью. Так, среди прочего, пишет статьи о своей жизни, по возможности организовывает паломнические поездки и ведет сообщество «Громкая Тишина» «ВКонтакте» для слышащих и неслышащих. А с 2022 года вернулся к музыке. Вместе с единомышленниками сочиняет и исполняет песни православной направленности.

-5

«Очень благодарен Антону Серебрянникову из студии «Сильвер» за сотрудничество. Можно даже сказать, что у нас сложился творческий тандем. Большая часть работы на нем, так как я совершенно не Моцарт, не Бах и даже не Виктор Цой. У меня есть мелодии, есть тексты, а реализация в основном за ним. Мы создаем музыку, которая, как нам хочется, найдет широкий круг слушателей. Когда записали первый трек в стиле регги «Господи, помилуй мя», то я думал, что меня помидорами закидают, так как православные песни обычно звучат в другом формате. Но, получив много положительных отзывов, решил продолжить», – поделился отец Константин.

Супруга священнослужителя, будучи человеком воцерковленным, тоже стремится быть полезной обществу, в первую очередь – подрастающему поколению. Она уже 10 лет ведет в упомянутой ранее социальной сети сообщество «Лучики радости: детям о Боге». Сейчас в нем более 35 тысяч подписчиков.

Денис БЕРЕЖНОЙ

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1536/new/019074/.

Архив статей газеты ~ № 13 (1536) 26 марта ~ 2024 год.