Или, если хотите, турецкая «Мона Лиза», как сравнил кто-то другой. Просто у меня черепахи с Лизой как-то не очень сравниваются, а вот с «Квадратом» — вполне. А ещё лучше — с «Утром в сосновом лесу». Но критерий не зверушки, критерий серьёзнее: «Дрессировщик черепах», картина Османа Хамди-бея (1842 -1910) — самая известная и самая дорогая среди всех известных и дорогих турецких картин. Мало того, история её «обретения» тоже незаурядна, а если и она вас не удивит, то займёт время выбор предпочтительного смысла из нескольких вероятных. Да и саму картину надо будет выбрать из двух…
Запутала? Это хорошо. Значит, захотите распутаться, а для этого дочитать. В конце терпеливых ждёт особый бонус, вот!))
Дрессировщик, укротитель, воспитатель, тренер, наставник — варианты к названию. Не знаю, как вам, а мне они все слышатся анекдотом. Неукрощённая, невоспитанная черепаха — это сильно! Дрессированная — ещё куда ни шло, тем более что прямая, не зашифрованная суть картины и есть черепашья дрессировка. Через горящие обручи от них, конечно, прыгать не требовалось, но кое-что другое ради ублажения обитателей и гостей султанского дворца черепахи должны были уметь. Но давайте всё же с начала, а не с конца. Итак…
Осман Ханди-бей был:
- первым турецким (для упрощения не будем путаться в османском и турецком и повсюду оставим только турецкое) археологом: его самая известная находка - саркофаг Александра Македонского, найденный в королевской гробнице ливанского Сидона;
- основателем турецкого музейного дела в целом и, в частности, Стамбульского Археологического Музея (именно там находится саркофаг Александра III Великого и остальные его находки);
- первым директором музейного управления, запретившим вывоз археологических ценностей из Турции, к тому моменту уже порядком разграбленной ушлыми европейцами;
- одним из пионеров современной турецкой музыки;
- первым турецким художником, писавшим сюжетные фигурные композиции;
- основателем Академии изобразительных искусств.
История картины «Дрессировщик черепах»
Заметили, что я показывала вам в загадке одну картину, а эта статья началась с несколько другой? Их в самом деле две, 1906 года и 1907-го. В загадке была более поздняя, в Музее Пера – первая. Вот они вместе, можете потренироваться и найти отличия – сколько их, кстати?
Осман Хамди-бей занимался рисованием как хобби, а не как работой, и дарил свои картины родственникам и друзьям. Каким-то образом «Дрессировщик черепах» 1906 года попала к известному судовладельцу Саиму Биркоку и принадлежала ему до 1961 года. История самого владельца окончилась печально: источники очень аккуратно намекают на его исключительно холостяцкую жизнь, на усыновленного молодого человека (сына своего военного друга), которому дал возможность получить образование за границей, которому намеревался оставить всё своё наследство и которого застрелил во время ссоры, когда ему было уже 76 лет. В итоге в 1959 году он оказался в тюрьме, а его одинокое жилище стояло закрытым и опечатанным.
В начале 1960-го профессор Мустафа Сезар проводил исследование, в ходе которого узнал о существовании в запечатанном доме в Шишли более сорока картин, имеющих высокую историческую и художественную ценность. Однако хозяин дома отбывал срок в тюрьме Султанахмет за совершенное им убийство. Профессору пришлось посетить тюрьму и получить у него разрешение на фотографирование картин. Запечатанную дверь открыли в присутствии судьи, включили свет, и в пыли увидели великолепное сокровище. Было обнаружено сорок картин, пять из которых принадлежали Осману Хамди-бею, в том числе «Дрессировщик черепах». Картины сфотографировали, дверь особняка снова запечатали. Профессор Мустафа Сезар опубликовал фотографии в своей книге. Так впервые появилось реальное изображение «Дрессировщика черепах».
После кончины Биркока в 1961 году началась долгая история дележки наследства, в ходе которой через 20 лет и в итоге аукциона «Дрессировщик» оказался в руках Эрола Аксоя, владельца банка «Иктисад». Прошло время, банк обанкротился, в 2004-м картина вновь оказалась на аукционе. Драка за неё шла между двумя недавно созданными музеями – Стамбульским музеем модерна и Пера. Цена поднялась очень высоко – до 3,5 млн. долларов, даже даже аукционисты не ожидали столь многого.
Так Музей Пера стал новым владельцем «Дрессировщика черепах», а история и рекордные 3,5 миллиона долларов за нее очень подняли её репутацию.
Сегодня в Турции её знают все, её можно встретить в сериалах и мультиках, на сувенирке и паззлах, её репродукции в кафе и отелях. Точно помню, что видела такую своими глазами, но не помню где именно, а, не зная тогда её истории, фотографировать в голову не пришло.
О чём же всё-таки сама картина? Зачем дрессировщик дрессирует черепах и, вообще, про дрессировку ли речь на самом деле?
Во-первых, эксперты, исследовавшие картину, сходятся во мнении, что старик на снимке – это сам Осман Хамди-бей. На этом строится масса предположений, что картина – чистая аллегория. И то, что он из-за своей многолетней вовлеченности в государственные дела сравнивал людей, находящихся под его началом, с неповоротливыми черепахами. И то, что в своей картине художник предвосхитил Младотурецкую революцию 1908 года, которая положила конец самодержавной власти султана. Есть вариант, что пять черепах под ногами дрессировщика/воспитателя символизируют упорное и медленно меняющееся общество. Некоторые даже считают, что это пятерка самых бестолковых помощников Османа Хамди-бея, вызывавших у него изжогу. Еще одна версия: сам Осман Хамди-бей в облике дервиша пытается всю жизнь окультурить и осовременить отсталое общество, открывая всевозможные общества и развивая музеи, но устал и потерял надежду. Или, напротив, речь не об усталости отчаявшегося достучаться до интересующихся только поеданием пищи черепах, а о терпении и надежде на силу искусства, которое в конце концов победит в этом трудном деле.
Эксперты и искусствоведы – большие мастера сочинять и обосновывать собственные теории…
Во-вторых, есть мнение простое и даже несколько принижающее автора: Осман Хамди-бей всего лишь взял сюжет из гравюры 1869 года во французском журнале Tour du Monde, созданной L. Crépon, взявшим сюжет из аналогичной японской гравюры.
Есть в интернете рассказ о «Дрессировщике черепах» с шикарным определением этой версии: «Стамбульский грек, учившийся в Париже, написал главную турецкую картину, почерпнув ее сюжет из рисунка французского графика, иллюстрировавшего японскую притчу (которая наверняка была исходно китайской)».
Наконец, в-третьих, картина «Дрессировщик черепах» написана про… дрессировку черепах! При дворе султана Османской империи действительно существовала такая должность. Зачем? Хотела бы я посмотреть на результат дрессировки, потому что он должен был быть мистически волшебным! Представьте ночной парк Гюльхане, благоухающий цветочными ароматами и освещенный движущимися огоньками… нет, не мириадов светлячков, а сотен свечей, прикрепленных к сотням панцирей непрерывно шагающих по саду черепах. Представили? Волшебно? Вот для этого и дрессировали. Для вырабатывания привычки долго ползать без остановки.
Есть вариант, что они там еще и строем ходили, то есть, всякими фигурами, но это уже совсем из области восточных сказок, уверена.
Теперь для тех, кто спрашивал про корзинку или барабан за спиной у дервиша. Это действительно ближневосточный барабан наккаре с закругленной спинкой. В руках традиционная флейта. А уж что именно надо было сыграть черепахам для объяснения их строевой черепашьей задачи, я – пас!
Спасибо всем, кто дочитал! И кто вообще дождался ожившего автора. Вам – обещанный бонус! Листать галерею осторожно: это попытки автора уговорить ИИ нарисовать черепаху со свечкой на панцире. Не все они оказались удачными. Развлекайтесь!)))
Если вам понравился такой ответ на загадку, вы знаете, как оживить этого автора и её канал еще больше!))