Найти тему

Эффект психотерапевтических сказок.

Как верно подметил  Корней Чуковский: «Цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать другую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу”. 

Дорогие читатели, сегодня о сказкотерапии расскажут эксперты Федеративной Академии Дополнительного Образования, педагоги, психологи Анна и Николай Парфеновы. В нашей академии мы ежегодно выпускаем экспертов: педагогов, логопедов. Помогаем освоить профессию с нуля, а также повысить свой профессиональный уровень.

Сказкотерапия - термин, который сейчас стал часто встречаться, но не всегда  понятен. Так вот, дорогие читатели, отметим, что  это эффективный способ заложить в душу ребенка систему духовных ценностей, научить его понимать свои чувства, освобождаться от негативных эмоций, в игровой форме приобретать жизненный опыт. 

Сказка развивает внутренний потенциал, пробуждает душу, повышает уровень осознанности, помогает духовному росту и “лечит душу”, развивает фантазию, помогает понять сложное через доступные образы.

Сказка берет на себя функции психологических защит. Это развитие личности и проявление созидательной творческой силы, процесс поиска смысла и знаний во взаимодействии с окружающим миром и самим собой.

Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева - президент Международного Союза Сказкотерапевтов выделяет следующую типологию сказок:

Дидактические сказки. 

Цель таких сказок - получение новых знаний и навыков. Например, когда абстрактные символы (геометрические фигуры, буквы, математические примеры) становятся одушевленными для детей, а следовательно, более доступными для восприятия и понимания. 

Диагностические сказки. 

Такие сказки помогают понять и почувствовать внутреннее состояния ребенка, что его беспокоит, тревожит, какие внутренние конфликты, противоречия влияют на эмоционально-волевую и поведенческую сферу ребенка. Например, отождествление себя с зайчиком - трусишкой может свидетельствовать о застенчивости ребенка, о высоком уровне тревожности или социальной дезадаптации.

Психотерапевтические сказки.

В  их основе  лежит положительный пример поведения сказочных персонажей. Подражая им, ребенок вырабатывает навыки социально приемлемого поведения в разрешении конфликтов или в борьбе со своими тревогами, страхами. Мудрые интересные истории поднимают темы добра и зла, справедливости и предательства, помогают справится с болью, пережить утрату.

Медитативные сказки.

В них заложена активизация положительных эмоций. В них отсутствуют отрицательные персонажи и запутанные конфликтные истории. Они предназначены для создания гармонии с окружающим миром, снимают напряжение, создают атмосферу комфорта. Например, красивое путешествие в сказочную страну.

-2

Проанализировав типологию сказок можно выделить следующие основные задачи и психологические механизмы влияния сказок:

  • Основные задачи сказкотерапии

● преодоление страхов

● снижение тревожности

● проработка агрессии

● выработка позитивного мышления

● развитие коммуникативных навыков

● принятие себя

● актуализация и осознание своих проблем

  • Психологические механизмы влияния сказки на психику ребенка:

● механизм идентификации себя со сказочным персонажем

● механизм формирования норм и правил поведения

● механизм развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка

● механизм снятия тревожности и напряжения

● механизм достижения катарсиса (очищения)

● механизм решения новообразований каждого возрастного периода

Сказка — это мощное по силе поле психологического воздействия на психику ребенка, на его внутренний мир. Ребенок переживает большой спектр эмоций, он сопереживает сказочным персонажам, испытывает страх, тревогу, радость, искренне живет и проживает все событиями, которые происходят со сказочными персонажами.

-3

Сказки полезны, но особенно метод сказкотерапии эффективен в следующих случаях:

При затруднениях во взаимодействии со сверстниками. 

В сказке проигрываются ситуации, связанные с конфликтами, которые возникали у ребенка в саду, в школе, в детском коллективе. Сказка проводит связь между событиями, которые описываются в сказке и реальностью. Ребенок прорабатывает чувства обиды, гнева, раздражения, страха, которые эти ситуации вызывают.

Возрастные кризисы. 

В сказке учитываются новообразования каждого возраста. В три года ребенок учится эмансипироваться (отделяться) от матери, в пять лет происходит половая идентификация. В семь лет ребенок становится самостоятельным, приобретает социальный опыт общения. В 13 лет с помощью сказок подросток безболезненно проходит кризис самоопределения.

Внутренние переживания.

Отождествляя себя с персонажами сказок, проходя с ними множество испытаний, участвуя в борьбе за добро и справедливость, ребенок проигрывает эмоции и внутренние ощущения. Так происходит формирование нравственных качеств и становление его внутренней картины мира. 

Читайте чаще добрые и милые сказки вашим детям! Сказка не просто формирует систему ценностных ориентаций, но эмоционально обогащает личность, “врачует” душу! Приглашаем обсудить тему сказкотерапии в нашем клубе для экспертов и родителей! Подробнее о клубе можно прочитать здесь.