Найти тему

Психоистория

Сегодня открываю рубрику знакомство с книгой за семь дней. Начнем с книги Ллойда Де Моза "Психоистория" и погрузимся в основы этой увлекательной междисциплинарной теории.

Но для начала несколько слов об авторе. Ллойд Де Моз (1931-2020) - американский историк, психолог и основатель психоистории. Он получил образование в области политических наук и истории, но увлекся психоанализом и решил применить его методы к изучению прошлого. Де Моз основал Институт психоистории в Нью-Йорке и журнал The Journal of Psychohistory.

Итак, что же такое психоистория? Это подход, который рассматривает исторические процессы и события через призму психологии, прежде всего - через особенности детства, воспитания и семейных отношений в разные эпохи. Де Моз считал, что именно коллективный опыт раннего развития, передающийся из поколения в поколение, определяет ход истории, социальные изменения, войны и революции.

Психоистория ставит своей целью выявить связь между психогенезом (эволюцией психики в истории) и ключевыми событиями прошлого. Она пытается реконструировать коллективную ментальность и эмоциональную жизнь людей давних эпох через изучение практик ухода за детьми, отношения к ним в семье и обществе.

Например, в Средние века детей часто воспринимали как неполноценных взрослых, их били, пугали адскими муками, держали в эмоциональном холоде. Де Моз связывает это с общим мрачным и жестоким духом эпохи, с верой в греховность человека и апокалиптические настроения.

А в эпоху Возрождения появляется новый стиль воспитания, который Де Моз называет "амбивалентным". Детей уже не считают исчадиями ада, к ним относятся ласковее, но все еще стремятся сломить их волю, подчинить жестким нормам. Это находит отражение в формировании абсолютистских монархий и идеологии подчинения авторитету.

Чтобы лучше понять суть психоистории, предлагаю вам такое упражнение. Вспомните какое-нибудь крупное историческое событие или период и попробуйте представить, каково было бы расти ребенком в ту эпоху. Как к вам относились бы родители? Чего бы от вас ждали? Чем пугали и за что наказывали? А теперь подумайте, как мог бы повлиять такой детский опыт на ваше мировоззрение и поступки, если бы вы стали взрослым в то время. Поделитесь своими мыслями в комментариях!

Конечно, идеи Де Моза кажутся довольно радикальными и вызывают споры. Но они определенно заставляют по-новому взглянуть на прошлое и роль детства в истории. В следующих постах мы подробнее разберем эволюцию стилей воспитания, психоисторические портреты правителей и ограничения этой теории. Продолжение следует!