Отлично, продолжим наше изучение "Психоистории" Ллойда Де Моза. Во второй день мы погрузимся в тему эволюции детства и стилей воспитания в разные исторические периоды.
Одна из центральных идей книги - то, что отношение к детям и практики ухода за ними прошли долгий путь развития. Де Моз выделяет шесть основных стилей воспитания, последовательно сменявших друг друга в истории западных обществ:
1. Инфантицидный (до IV в. н.э.) - детоубийство, насилие, отсутствие привязанности к детям.
2. Бросающий (IV-XIII вв.) - ребенка отдают кормилицам, в монастыри, в подмастерья, эмоциональная дистанция.
3. Амбивалентный (XIV-XVII вв.) - ребенка уже не считают неполноценным, но подчиняют жесткой дисциплине, бьют, пугают адом.
4. Навязчивый (XVIII в.) - в ребенке видят объект воспитания, навязывают свои представления, подавляют его волю.
5. Социализирующий (XIX - середина XX в.) - задача родителей - научить ребенка адаптироваться к обществу, формировать характер.
6. Помогающий (с середины XX в.) - эмпатия к ребенку, уважение его чувств и потребностей, поддержка в развитии.
Эти стили не просто сменяли друг друга, но и сосуществовали, и до сих пор мы можем наблюдать их проявления. Но общий вектор, по мнению Де Моза - движение от жестокости и отчуждения к эмоциональной близости и принятию ребенка.
Каждый стиль воспитания формировал определенный тип личности и влиял на социальные процессы. Например, инфантицидный и бросающий стили способствовали тому, что выжившие дети вырастали эмоционально холодными, не способными к состраданию. Отсюда - массовые убийства, пытки, гонения в Средневековье.
Или другой пример: навязчивый стиль XVIII века породил целое поколение деспотичных лидеров, которые стремились переделать мир согласно своим идеям. Результат - абсолютизм, революции, империализм.
Де Моз прослеживает, как с изменением детского опыта постепенно менялась и психика людей, их ценности и поведение. Конечно, этот процесс шел медленно и болезненно, с откатами назад. Но в целом человечество училось обращаться с детьми более гуманно и разумно.
Чтобы лучше понять эту эволюцию, предлагаю такое упражнение. Расспросите своих родителей и бабушек-дедушек о том, как их воспитывали, как относились к детям в их время. Сравните их опыт со своим детством. Что изменилось в практиках ухода, наказаниях, проявлении чувств? Поразмышляйте, как этот сдвиг мог повлиять на ваше поколение в целом.
Изучая тему эволюции детства, важно помнить, что Де Моз описывал прежде всего историю Европы и Америки. В других культурах этот процесс мог идти иначе. Но общий принцип связи коллективного детского опыта и социальных изменений, вероятно, универсален.
На сегодня все, друзья. В следующий раз мы рассмотрим конкретные примеры того, как психогенез влиял на поворотные события истории. Услышимся завтра!