Вопрос раввину:
Уважаемый рав Куклин! У меня несколько вопросов о моменте создания золотого тельца: Мы знаем из текста, что Аарон велел обеспокоенным евреям собрать золото. В чем была причина и цель этого? Почему Аарон повелел принести именно золото? Зачем Аарон приказал бросить это золото в огонь? Как отреагировал Аарон, когда увидел появившегося из огня золотого тельца? Заранее благодарю за ответы!
Ответ: Прежде чем ответить на Ваши вопросы, важно разобраться, что же на самом деле произошло и в чем заключался грех евреев. Для этого обратимся к комментарию Рамбана. Великий комментатор пишет, что, когда Моше не спустился с горы Синай к установленному им сроку (так ошибочно полагали евреи), и они пожелали сделать золотого тельца, у них не было намерения поклоняться ему. Они лишь искали некую силу, которая заменит Моше и будет вести их по пустыне. Поэтому они объяснили свою просьбу так: «мы не знаем, что случилось с Моше». Несмотря на благие намерения, создание тельца было засчитано евреям как тяжкий грех — ведь они совершили это самовольно, без указания Всевышнего. Талмуд (Санедрин, 7а) сообщает, что Аарон не желал участвовать в создании тельца, однако он уступил просьбе евреев, увидев, как убили Хура, который воспротивился этому. Аарон предположил: если он откажется, убьют и его. А такой страшный грех (одновременное убийство первосвященника и пророка) народ уже не сможет искупить через тшуву (покаяние). И все же Аарон, несомненно, не намеревался сделать что-либо, чему евреи стали бы поклоняться. Недаром, произнося: «Завтра — празднество Богу» (Шмот 32, 5), он употребил четырехбуквенное имя Творца, которое в Танахе никогда не относится к идолопоклонству. Говоря, что празднество состоится завтра, Аарон надеялся выиграть время до возвращения Моше. Также он сказал: «Снимите золотые кольца с ушей ваших жён, сыновей и дочерей и принесите мне» (там же). Аарон рассчитывал, что женщины и дети пожалеют свои украшения, как поясняет Раши. Почему же Аарон выбрал в качестве проводника именно тельца? Рамбан объясняет: евреи находились в пустыне, необитаемом месте, где царит разрушение. А с духовной точки зрения, разрушение приходит в мир с севера. Об этом говорит пророк Йермияу: «…с севера начнется бедствие для всех жителей земли этой». В видении небесной Колесницы сказано: «…и лицо быка слева» (Йехезкель, 1:10). То есть бык (телец) в Колеснице находится на севере, ведь в Торе восток обозначается словом «кедем» («перёд»), и значит, север — слева. Поэтому Аарон решил, что в месте запустения им укажет путь разрушитель, чья сила там велика. Теперь понятно, почему Аарон выбрал золото и приказал бросить его в огонь. Золото и огонь символизируют Небесный суд и разрушение (как доказывает Рамбан). А Аарон считал, что именно суровая карающая сила должна вести евреев через пустыню. Из всего сказанного очевидно: Аарон не только не потворствовал греху, но всеми силами старался предотвратить его. Желание приблизить евреев к Творцу было главным качеством Аарона. Недаром в Пиркей Авот (1:12) сказано: «Будь учеником Аарона — люби творения и приближай их к Богу». Именно за это качество Аарон удостоился стать коэном (священнослужителем). Ведь коэны, принося жертвы, искупали грехи евреев и сближали их с Творцом.
Ответ раввина Реувена Куклина
Прежде чем ответить на Ваши вопросы, важно разобраться, что же на самом деле произошло и в чем заключался грех евреев. Для этого обратимся к комментарию Рамбана. Великий комментатор пишет, что, когда Моше не спустился с горы Синай к установленному им сроку (так ошибочно полагали евреи), и они пожелали сделать золотого тельца, у них не было намерения поклоняться ему. Они лишь искали некую силу, которая заменит Моше и будет вести их по пустыне. Поэтому они объяснили свою просьбу так: «мы не знаем, что случилось с Моше». Несмотря на благие намерения, создание тельца было засчитано евреям как тяжкий грех — ведь они совершили это самовольно, без указания Всевышнего. Талмуд (Санедрин, 7а) сообщает, что Аарон не желал участвовать в создании тельца, однако он уступил просьбе евреев, увидев, как убили Хура, который воспротивился этому. Аарон предположил: если он откажется, убьют и его. А такой страшный грех (одновременное убийство первосвященника и пророка) народ уже не сможет искупить через тшуву (покаяние). И все же Аарон, несомненно, не намеревался сделать что-либо, чему евреи стали бы поклоняться. Недаром, произнося: «Завтра — празднество Богу» (Шмот 32, 5), он употребил четырехбуквенное имя Творца, которое в Танахе никогда не относится к идолопоклонству. Говоря, что празднество состоится завтра, Аарон надеялся выиграть время до возвращения Моше. Также он сказал: «Снимите золотые кольца с ушей ваших жён, сыновей и дочерей и принесите мне» (там же). Аарон рассчитывал, что женщины и дети пожалеют свои украшения, как поясняет Раши. Почему же Аарон выбрал в качестве проводника именно тельца? Рамбан объясняет: евреи находились в пустыне, необитаемом месте, где царит разрушение. А с духовной точки зрения, разрушение приходит в мир с севера. Об этом говорит пророк Йермияу: «…с севера начнется бедствие для всех жителей земли этой». В видении небесной Колесницы сказано: «…и лицо быка слева» (Йехезкель, 1:10). То есть бык (телец) в Колеснице находится на севере, ведь в Торе восток обозначается словом «кедем» («перёд»), и значит, север — слева. Поэтому Аарон решил, что в месте запустения им укажет путь разрушитель, чья сила там велика. Теперь понятно, почему Аарон выбрал золото и приказал бросить его в огонь. Золото и огонь символизируют Небесный суд и разрушение (как доказывает Рамбан). А Аарон считал, что именно суровая карающая сила должна вести евреев через пустыню. Из всего сказанного очевидно: Аарон не только не потворствовал греху, но всеми силами старался предотвратить его. Желание приблизить евреев к Творцу было главным качеством Аарона. Недаром в Пиркей Авот (1:12) сказано: «Будь учеником Аарона — люби творения и приближай их к Богу». Именно за это качество Аарон удостоился стать коэном (священнослужителем). Ведь коэны, принося жертвы, искупали грехи евреев и сближали их с Творцом.
Вам может понравится: