Уж чего я точно не ожидал, что в подмосковном городе Ивантеевка городского округа Пушкинский (бывший Пушкинский район), что всего в 17 км от МКАДа, находятся два прекраснейших и красивых старых храма.
Один из них, деревянный Георгиевский, мы с вами не так давно смотрели (ссылку на ту статью я приведу в конце этой), а сегодня посмотрим второй храм - Смоленский, - в редком для Подмосковья неоготическом (псевдоготическом) стиле.
Он располагается в центре города, на улице Дзержинского, и освящён в честь Смоленской иконы Богородицы.
При виде него невольно вспоминаются постройки московского Царицыно - храм богато украшен готическими деталями.
Оно и не случайно - архитектор Алексей Никитич Бакарев (1762-1817), по проекту которого построен этот храм, был учеником знаменитого зодчего Матвея Казакова.
Среди других известных построек Алексея Бакарева - знакомый многим Никольский собор в Можайске. Также он участвовал в перестройке и восстановлении после Наполеоновского нашествия нескольких зданий в Московском кремле и рядом с ним (разрушенного ныне Вознесенского монастыря, колокольни Ивана Великого, Большого Кремлёвского дворца, Воскресенских ворот).
В общем, это довольно не последний архитектор своего времени.
Однако вернёмся в Ивантеевку. Точнее - в поселение, которое образовалось при слиянии к 19 веку нескольких древних сёл и деревень (Вантеево, Копнино, Новосёлки). Название "Ивантеевка" появится позже, уже в 20 веке, а городом рабочий посёлок Ивантеевский станет только в 1938 году.
Почему же такой именитый архитектор творил в казалось бы тогдашней глуши, даже не в городе? Для этого нужно немного углубиться в историю этих мест.
Деревня Вантеево, давшая будущему городу название, известна с 16 века. В те годы она принадлежала Троице-Сергиеву монастырю, а позже была вотчиной московских патриархов.
Во второй половине 18 века здесь стали появляться фабрики. И вот как раз одна вдова местного купца-фабриканта, Прасковья Васильевна Евреинова, в память о муже возвела в Вантеево первый деревянный храм. Его освятили в честь Казанской иконы Богородицы в 1756 году.
Чуть позже уже село Вантеево стало владением богатой фамилии - купцов-фабрикантов Баташёвых. Род Баташёвых уступал в металлургическом деле лишь знаменитым Демидовым, только заводы последних были на Урале, а Баташёвых - в Центральной России.
Понятное дело, проблем с деньгами у такой семьи не было, а деревянная церковь к началу 19 века как раз стала уже приходить в упадок. В итоге Баташёвы решили построить в Вантеево каменный храм с привлечением к делу архитектора Бакарева.
Средства на постройку выделила Елизавета Осиповна Баташёва - жена известного промышленника и владельца металлургических заводов в разных губерниях России Ивана Родионовича Баташёва (1732-1821).
Иван Баташёв - личность довольно интересная. Он стоял у истоков металлургического завода в Выксе (Нижегородская область), а его надгробная плита в советское время очень нестандартно, я бы даже сказал - кощунственно, использовалась на заводе (ссылка на пост в конце статьи).
Про его брата и совладельца заводов, Андрея Баташёва (1724-1799), владельца усадьбы в Гусе-Железном нынешней Рязанской области, где, кстати тоже располагается псевдоготический довольно известный Троицкий храм, и вовсе ходили очень мрачные слухи (ссылка на статью в конце этой). Ему приписывались всякие нехорошие дела и чрезмерная жестокость. В народе его даже прозвали "Дракулой Ардатовского уезда".
"Если бы «сатана» был не поэтическим вымыслом, а существовал в действительности и вздумал бы воплотиться в человеческий образ, то, конечно, для своего воплощения он взял бы именно Андрея Родионовича Баташёва."
Так писали про этого промышленника.
Но мы снова отвлеклись.
Сказано построить храм - сделано: в 1803 году постройка была заложена, а в 1808 году - выстроенная церковь уже освящена в честь Всемилостивого Спаса.
Красоты ему точно ни занимать!
Каменные детали выполнены из белого камня. Внутри церкви сразу же была оборудована система отопления и даже сооружены "хоры для знати" - места, где господа на службах могли стоять отдельно, а не рядом с крепостными рабочими окрестных фабрик, составляющих тогда большинство прихожан.
К 1917 году было решено расширить храм путём пристройки к нему с обеих сторон приделов, однако из-за революции этого осуществлено не было. С точки зрения архитектуры - это может быть и хорошо: гармония красоты не была нарушена.
Церковь оставалась действующей до 1938 года - года, когда Ивантеевка стала городом.
Однако потом храм всё же был закрыт, а его имущество разграблено. Тогда же пропала и великая храмовая святыня - очень почитаемая местными жителями Смоленская икона Богородицы.
Она играла в приходе такую огромную роль, что даже церковь в её честь получила своё второе название - Смоленская.
Здание храма первоначально планировали отдать под клуб пионеров и даже вывесили на колокольне красный флаг, однако уже во времена Великой Отечественной войны тут разместили склад.
Правда, это не спасло храм от дальнейшего разрушения - к 1970-м годам, когда пришло время первой реставрации, постройка представляла из себя довольно печальное зрелище.
А во время хрущёвских гонений на религию в 1960-х годах церковь и вовсе лишь каким-то чудом была спасена от разрушения энтузиастами.
Только в 1989 году храм передали верующим. Однако и тут произошло интересное: решить передать-то решили, но дальше бумаги дело не пошло. Не отдали даже ключи.
И тогда уже назначенный священник, отец Иоанн Монаршек, разрешил прихожанам сломать замок и войти в здание без каких-либо содействий от тогда ещё советских властей.
Это стало первым шагом к возрождению главного духовного очага для верующих Ивантеевки.
Храм освятили в честь Смоленской иконы, что до революции было его вторым названием.
Вот такая замечательная церковь есть в Ивантеевке. Любоваться ей можно очень долго, это неоспоримо! Но оказывается, у этого прихода ещё богатая и невероятно захватывающая история!
Точный адрес - Ивантеевка, улица Дзержинского, 12.
Деревянный Георгиевский храм в Ивантеевке, который никогда не закрывался:
Гусь-Железный (Рязанская область) - "логово "российского Дракулы":
Про надгробную плиту промышленника Ивана Баташёва в Выксе (Нижегородская область):
Ещё неоготика (псевдоготика) в окрестностях подмосковного Пушкино:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!