Сегодня на очереди одна из любимых моих тем: почему терапевт не дает советы? После этого бывают и разные продолжения вопроса: ну что ему, трудно что ли? а за что я тогда плачу деньги? я же вроде к эксперту пришел, вот пусть он даст экспертное мнение!
Я не считаю советы в терапии чем-то неправильным, табуированным и невозможным. Но с оговоркой: надо определиться, что считать советом, какие из них от терапевта вполне можно получить, а на какие не рассчитывать.
Терапевт, скорее всего, действительно не скажет:
- как вам жить, чем заниматься, что думать и чувствовать по какому-то поводу;
- как вообще жить правильно, что именно у вас «не так» и как это «починить»;
- что выбрать и как поступить в вашей ситуации.
В общем, терапевт — не господь Бог, знающий истинное устройство мироздания, и не человек-рентген, который может волшебным образом прозреть суть вещей.
Я, как обычно, пошерстила интернет в поиске, что пишут на тему советов в терапии. Пишут много разъясняющих и предостерегающих текстов про ответственность и роль терапевта. Говорят то же, что нам рассказывают коллеги и учителя:
- Одна из задач терапии — укрепить (а иногда сначала вырастить) внутреннюю взрослость, самостоятельность, ответственность за свою жизнь;
- Забирать у клиента ответственность и давать ему готовые решения — это значит, ограбить его самостоятельность;
- Идти навстречу просьбе и давать советы — это поддерживать паттерн, который нужно бы, наоборот, разобрать по кирпичикам (например, человек слишком зависит от авторитетов в своей жизни, и терапевта тоже видит таким авторитетом).
Аргументы эти хорошие, правильные. Однако, человек, который пришел на терапию, не всегда их готов сразу же понять и принять. Поверьте, когда психолог не работает, ему самому порой хочется, чтобы кто-то большой и умный подсказал, как нужно, и вообще все правильно решил и выдал план действий. Когда я — клиент, прихожу к своему терапевту в состоянии «Господи, ну скажите вы мне, что делать-то, а?», а в ответ слышу про ответственность за мою жизнь, хочется иногда поорать. В том числе, на терапевта. Он, конечно, может воззвать ко мне как коллега к коллеге, но от этого, вероятно, мне только захочется поорать громче, а то и швырнуться чем-нибудь. Бесит же, когда хочется помощи, а тебе затирают, что ты сюда пришел за самостоятельностью и ответственностью!
Я бы добавила к этим аргументам несколько вопросов:
- Как вам кажется, человек, с которым вы знакомы относительно мало времени и видитесь раз в неделю, правда разобрался в вашей жизни лучше вас? Настолько хорошо, что может дать точный ответ на вопрос, что вам делать, - которого прямо сейчас не знаете даже вы, владелец собственной жизни?
- Когда человек дает кому-то совет, есть смысл посмотреть: а что за человек-то? Потому что вот такой образ мышления и такие выборы привели его туда, где он сейчас, и сделали тем, кем он является. Скорее всего, вы почти ничего не знаете о своем терапевте. Даже если он активно пишет в соцсетях, ведет блог или еще как-то представляет себя в публичном пространстве. Даже в таком случае вы видите образ (скорее всего, повернутый к аудитории профессиональной стороной). Вы правда готовы положиться на мнение этого человека? Почему?
- Верно и обратное: советы люди дают, исходя из своей личной истории. Советы по любой теме — управление финансами, воспитание детей или правильная подача в настольном теннисе — будут разными от разных людей. И это зависит от огромного количества факторов из личной истории. Ваша история и история терапевта — они похожи ли? Если непохожи (предположим, вы достоверно об этом знаете), то правда ли этот человек дает совет, подходящий именно вам и в вашей ситуации? А если похожи, то не ограничивает ли он своим советом доступ к иной реальности?
___
Если задаться одним их этих вопросов (самому, но хорошо бы услышать его непосредственно от терапевта), можно узнать о себе много нового. О своих убеждениях и идеях, о паттернах и действующих механизмах, об автоматических реакциях и когнитивных искажениях. О том, что настолько в нас вросло, что не подвергается уже критическому мышлению. А надо бы!
Добавлю еще, что в каком бы подходе терапевт ни работал и что бы ни считал задачей терапевтического процесса, большинство из нас, пожалуй, разделяют одну цель: чтобы клиент больше к нам не приходит. Это значит, чтобы клиент мог сам. И это не про то, как распознавать исключительно правильные решения (во многих ситуациях их вообще не существует, правильных-то), а про то, чтобы доверять себе, опираться на себя и знать, что можешь не только принять решение, но и справиться с его последствиями.