В нашем материале про выбор зимних шин мы уже рассказывали, почему для морозов и снега нужна особая резина. Если вспомнить причины буквально в двух словах, то зимние покрышки отличаются от летних составом резиновой смеси и формой протектора. Первая обеспечивает эластичность шин в холода, а вторая — сцепление с дорожным полотном, покрытым снегом и льдом. Тезисы можно смело развернуть в обратную сторону и определить, когда же пора менять зимние шины на летние.
1. Не по календарю, а по состоянию дорог
Страна у нас огромная, погода отличается в зависимости от региона, да и климат последнее время меняется: малоснежные зимы ушли в прошлое. Который год снега выпадает столько, что его островки могут лежать в тени чуть ли не до конца мая.
Если в вашем регионе долгий переходный период, когда днём температуры плюсовые (всё тает), а ночью — минусовые (всё снова подмерзает), на летнюю резину стоит переходит после недели устойчивого ночного плюса и схода основного снежного покрова во дворах и на парковках. Короткие заморозки не создадут больших проблем: летние покрышки способны неплохо показывать себя в температурах до -5 градусов на сухом асфальте. Важно помнить, что в таком случае ездить нужно с осторожностью — без резких движений рулём, аккуратно работая педалями газа и тормоза.
Плавнее едете — более предсказуемо управляется автомобиль. Особое внимание стоит уделить поведению автомобиля на подвесных конструкциях — мостах и эстакадах. Железобетон легко промерзает за ночь до отрицательных температур, и на нём быстро оседает конденсат, покрывая все поверхности скользкой ледяной глазурью, незаметной глазу.
В южных регионах снег уходит рано, поэтому наличие устойчивого плюса по ночам — достаточный пункт для смены шин с зимних на летние.
2. Как быть с шипами?
Шипованные шины не любят длительной езды по сухому асфальту, особенно в плюсовые температуры. Для создания таких покрышек используется самый мягкий сорт резины, поскольку езда по трассе в плюсовые температуры (особенно если воздух прогрелся до +10-15 градусов) быстро разогревает покрышку из-за внутреннего трения и смещения слоёв при деформации колеса от массы автомобиля и неровностей дороги, из-за чего резина быстрее деградирует и стирается об асфальт. Сами шипы тоже тупятся сильнее, так как теплый воздух расширяется, давление в покрышке растёт, и оно сильнее вжимает стальной шип в поверхность асфальта. Да и дороги разрушаются гораздо быстрее.
Вдобавок с 2023 года вас ждёт штраф за езду на шипованной резине в летние месяцы, так как управление автомобилем с резиной не по сезону внесли в перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС на дорогах общего пользования.
3. Что делать с липучкой или «всесезонкой»?
Управление автомобилем на зимних шинах без шипов допустима в более широких температурных пределах: такие покрышки неплохо работают до 10-15 градусов тепла. Однако стоит учесть, что при движении по трассе такие шины будут изнашиваться быстрее летних, а вся суть зимних фрикционных шин — в частоте и острых гранях протектора, которые обеспечивают сцепление со снегом и льдом в сложных условиях. «Зашлифовав» грани по сухому и горячему асфальту, вы просто испортите зимние колёса, и они станут бесполезны следующей зимой. Кроме того, летом на таких шинах вас ждёт повышенный расход топлива и уровень шума. Всесезонные покрышки можно эксплуатировать при температурах до + 20-25 градусов по цельсию. После можно использовать только летнюю резину.
4. Как хранить шины?
Если вы не сдаёте колёса или покрышки на хранение в специализированные шинные сервисы, то стоит помнить следующее простое правило. Колесо с диском тяжёлое — его нельзя хранить «стоя», только лёжа или подвесив за центральное отверстие. Шину без диска нельзя хранить лёжа и уж тем более стопкой, так как у неё нет никаких жёстких поперечных элементов, она должна стоять вертикально, а саму её стоит хотя бы изредка переворачивать на другую сторону, чтобы она не деформировалась при хранении.