Где-то в районе 2014 года, в момент выхода фильма «Дракула» с Люком Эвансом (Dracula Untold), вовсю шли разговоры о зарождении новой кинематографической вселенной. Собственная киновселенная, в то время, многим студиям виделась как горячий сладкий пирожок с деньгами. Здорово же получилось у Marvel! Можно сказать, что они задали моду. Следом, конечно с опозданием, подхватила данную стратегию DC и ее фильм «Человек из стали», который неплохо выстрелил и заложил фундамент для их собственной киновселенной, с россыпью колоритных супергероев. Получается у еще одной компании наметилась киновселенная и, потенциально, много денег.
Заходить с очередной порцией ряженых героев в трико было бы уже пошло. Но кто сказал, что нам нужны именно герои? Можно показать колоритных злодеев или антигероев под новым углом! Так и задумала студия Universal, раскопав свое собственное кладбище, где покоились ее классические фильмы ужасов про Мумию, Монстра Франкенштейна, Человека-волка, Человека-невидимку, Дракулу и прочих.
Любопытно, что среди классических монстров были еще Тварь из Черной Лагуны, Горбун из Нотр-Дама и даже Призрак Оперы - но эти ребята наименее известны, по крайней мере, нашему зрителю из СНГ. Хотя о фильме «Призрак Оперы», с Джерардом Батлером, слышали (и смотрели) многие, но я бы не сказал что тамошний «призрак» хоть как-то напоминает классического монстра Universal. Нужно больше звериного и меньше человечного!
А вот про Болотную тварь, аналог Твари из Черной Лагуны, но от DC, совсем недавно даже сериал вышел, провальный.
Про Горбуна из Нотр-Дама (он же Квазимодо), я что-либо знаю только по мультсериалу из 90-х и знаменитой песне. Где там мистика и ужасы - мне не ясно. Возможно, в оригинальном романе все было заварено намного гуще и страшней.
В общем, решено - собственной киновселенной быть! Universal подобрала подходящее название своему будущему проекту: «Темная вселенная», что уже говорило нам о более темных красках, по сравнению с яркими фильмами Marvel. Более того, это давало надежду на реалистичность и наличие серьезных, взрослых тем, поднимаемыми фильмами. Как бы то ни было, первый проект данной вселенной, «Дракула», не понравился зрителям и критикам. Не сказать что он был ужасным, но и свежей струи в нем оказалось мало - обычный супергеройский фильм, только в относительно историческую эпоху. Правда здесь нам представили не очередного Капитана Америку, а антигероя Влада III (он же Цепеш, он же колосажатель, он же Дракула), со сложной судьбой и неоднозначными поступками. Ну как представили… попытались представить, отчасти успешно. Мне Люк Эванс понравился, но не понравилось то, что сделали с фильмом сценаристы, превратив его в проходной блокбастер. В конце картины, нам сделали жирный клиффхэнгер на продолжение, которого не случилось.
Несмотря на то, что фильм собрал нормальную кассу, на продолжении был поставлен крест. Но не на Темной Вселенной. «Все фигня, давай по новой» - махнули боссы Universal и представили новый фильм, который теперь точно заложит основу для будущей киновселенной. Ей должен был стать перезапуск «Мумии».
В Мумии, с Томом Крузом, создатели развернулись по полной, вместив туда: и Мумию-вумен, и Доктора Джекила, и отсылки к вампирам, и древних богов, и секретную организацию наподобие «Щит». Перед выходом фильма бурлили разговоры о том, что вот сейчас начнутся съемки-перезапуски других известных героев, включая Человека-невидимку, Человека-Волка, Франкенштейна и конечно же, нового перезапуска Дракулы. Были даже заключены контракты с известными актерами. Например, Джонни Депп должен был стать Человеком-невидимкой… кем он и стал в медийном пространстве, после случая со своим разводом.
Да только Universal не собиралась давать нам что-то уникальное. Они пошли по проторенной дорожке фильмов Marvel и сняли типичный супергеройский блокбастер, с легким налетом серости. Совсем легким, чтобы мы не забыли, какую вселенную смотрим. Да и сам фильм получился пустым и скучным, несмотря на интересные задумки, с тем же Доктором Джекилом. Кстати, изначально Джекил/Хайд не состояли в киновселенной монстров от Universal - вероятно права на него были куплены позже.
После провала Мумии, провалилась и зарождавшаяся Темная Вселенная от Universal. И сейчас не подает признаков жизни (марвеловский «Ночной оборотень» я не считаю за прародителя будущей новой вселенной, пока). А жаль. Тогда я еще этого в полной мере не осознавал, но сейчас вдвойне обидно, что проект не взлетел. По идее, он должен был стать чем-то, чем не стала вселенная DC: мрачным аналогом Marvel, с неоднозначными героями и более реалистичными сюжетами, где меньше идеализма и волшебства, а больше реальных человеческих историй. DC такой не стала, но Universal, с ее монстрами, была прямая дорога в эту незанятую нишу. Студия, по началу, даже могла не вкладываться в большие бюджеты, показывая просто камерные истории с изрядной долей мистики и хоррор-элементов, или триллера. Вы гляньте, каким шикарным получился «Человек-невидимка» от 2020 года, за режиссёрством Ли Уонелла! Настоящий психологический триллер с жутким напряжением и, при всем при этом, со смехотворным бюджетом. Зрителям понравилось, поэтому они обеспечили впечатляющие кассовые сборы. Вот на чем-то подобном нужно было начинать Universal для своей Темной Вселенной, сильне не рискуя, и постепенно, наращивать мощь когда люди «подсели» бы на новых героев. Взамен они решили сделать все с размахом и по большому. В результате нашли свое место около унитаза.
Вообще, какая выигрышная стратегия могла бы принести успех Темной Вселенной? Как я уже упоминал - ставка на ярких антигероев или даже, частично, злодеев. И сталкивание их с живым, окружающим миром, с людьми, которые этих героев не понимают и не принимают. Плюс, сдобрить повествование мистикой, пусть даже волшебной мистикой, и элементами триллера, но ни в коем случае не опускаться до спасения мира! А еще никогда не заканчивать фильмы на том, что добро победило зло. Делать все мрачно но с зависшими в воздухе вопросами, чтобы имелось желание смотреть дальше. Вообще, я бы хотел поделиться своим видением киновоплощения основных монстров классической вселенной Universal, но это тема отдельной статьи.