1,7K подписчиков

История создания фильма "Гаттака" (Gattaca, 1997)

У новозеландца Эндрю Никкола, автора сценария и режиссёра этого фильма, в его официальном послужном списке "Гаттака" числится дебютом по обоим пунктам. Однако это не совсем так.

У новозеландца Эндрю Никкола, автора сценария и режиссёра этого фильма, в его официальном послужном списке "Гаттака" числится дебютом по обоим пунктам. Однако это не совсем так. В возрасте 21 год он покинул родину и отправился в Лондон, где стал довольно успешным постановщиком рекламных роликов для английского телевидения. А в начале 90-х он решил попробовать свои силы и в Голливуде, начав работу над своим первым сценарием, который назывался "Шоу Малколма" (The Malcolm Show). Этим сценарием осенью 1993 года заинтересовался известный голливудский продюсер Скотт Рудин (Семейка Аддамс), заплативший Никколу за него очень даже нескромную сумму, слегка превысившую $1 млн.

Производством будущего фильма Рудин решил заниматься самостоятельно на своей кинокомпании Scott Rudin Productions, а его дистрибуцией - студия Paramount Pictures. Первоначально планировалось, что Никкол и сам сядет в режиссёрское кресло, и это было прописано в контракте с Рудином, однако этому воспротивились директора Paramount, которые побоялись доверить новичку проект с планируемым бюджетом в $80 млн. В итоге Никколу были выплачены отступные, а его место занял австралиец Питер Уир (Пикник у Висячей скалы).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Никколу пришлось 12 (а некоторые источники утверждают, что и 16) раз переписать свой сценарий, который в итоге из мрачного научно-фантастического триллера по требованию Уира превратился в философскую трагикомедию с Джимом Керри в главной роли. А название фильма было изменено на "Шоу Трумана". И именно съёмочный график Кэрри, у которого к тому моменту были обязательства по фильмам "Кабельщик" (The Cable Guy, 1996) и "Лжец, лжец" (Liar Liar, 1997) стал причиной того, производство фильма было отложено более чем на год.

Освободившееся время Никкол решил провести с пользой и запустить в производство экранизацию другого своего сценария, который назвался "Восьмой день" (The Eighth Day), только в этот раз уже самому занять пост режиссёра, чтобы полностью контролировать творческий процесс. Работа над "Шоу Трумана" принесла ему определённую известность в Голливуде и ему уже было проще найти студию, которая согласилась бы профинансировать его новый фильм.

Дэнни ДеВито и Эндрю Никкол на съёмках
Дэнни ДеВито и Эндрю Никкол на съёмках

Проектом заинтересовалась компания Jersey Films, основанная в 1991 году знаменитым комиком Дэнни ДеВито, он же вместе со своими соучредителями Майклом Шамбергом и Стейси Шер занялись и продюсированием будущего фильма. Jersey Films не боялась экспериментировать с начинающими постановщиками, доверяя их творческому видению, компания ДэВито, к примеру, занималась производством "Криминального чтива" Тарантино, так что и Никколу в этом плане повезло и на производство своего фильма он получил довольно солидный для дебюта бюджет в $36 млн, а бремя по финансированию и будущей дистрибуции брал на себя голливудский мейджор Columbia Pictures.

Название "Восьмой день" было отсылкой к библейскому мифу о сотворении мира, в котором говорится, что Земля была сотворена за шесть дней, а на седьмой день Бог отдыхал. Оригинальное название подразумевало вмешательство человека в то, что уже создано Богом, и такое же название носил центр по созданию генетически совершенных детей. Однако во время работы над проектом в прокат вышел бельгийский фильм "День восьмой (Le huitième jour, 1996), получивший в 1997 году Золотой Глобус как лучший фильм на иностранном языке, и создатели, решили изменить название фильма на "Гаттака", чтобы избежать путаницы. Новое название было составлено из буквенных обозначений четырёх базовых нуклеотидов - аденин (А), тимин (Т), гуанин (G) и цитозин (C), из которых состоит человеческая ДНК. В сети попадалось предположение что в названии использованы названия гена GATA, который играет роль универсального регулятора работы других генов (правда непонятно зачем было использовано две буквы "ТТ"), и СА - ген, связанный с проявлением различных заболеваний и отклонений.

Главную роль получил Итан Хоук, актёр хороший, но не тот, которого бы хотела в главной роли студия, поскольку он в то время предпочитал сниматься в недорогих авторских картинах, которые не приносили много денег их создателям. Главная женская роль досталась Уме Турман, с которой продюсер фильма Дэнни ДеВито уже сотрудничал на съёмках "Криминального чтива". Хоук и Турман, кстати, настолько хорошо отыграли свою любовную линию, что завязавшиеся на съёмках романтические отношения они оформили свадьбой, состоявшейся 1 мая 1998 года.

На роль генетически совершенного Джерома Юджина Морроу, которым по сюжету фильма притворяется Хоук, изначально хотели взять Джонни Деппа, однако тот был занят своим режиссёрским дебютом "Храбрец" (The Brave, 1997) и отказался от предложения. И в результате долгих прослушиваний эту роль получил британец Джуд Лоу, для которого фильм стал его голливудским дебютом и положил начало долгой и успешной карьере. После разочаровавшего его опыта съёмок в фильме "Шоппинг" (Shopping, 1994), он вообще планировал оставить кинематограф и сосредоточился на работе в театре, но написанный Никколом сценарий ему очень понравился и приложил немало усилий, чтобы попасть на кастинг.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В помощь молодым актёрам на второстепенные роли были утверждены ветераны Голливуда Алан Аркин (Уловка 22) и Эрнест Боргнайн (Побег из Нью-Йорка), а также знаменитый американский писатель Гор Видал. Кроме того, в небольших ролях тут можно увидеть очень известных в будущем характерных актёров, таких как Ксандер Беркли, Элиас Котеас, Тони Шэлуб, Дин Норрис, Кен Марино и Майя Рудольф, для которой эта роль стала дебютной.

Съёмки фильма прошли с 22 апреля по 16 июля 1996 года в Калифорнии, в основном на локациях Лос-Анджелеса, а некоторые сцены были сняты в городах Сан-Рафаэль, Инглвуд, Барстоу и Сан-Диего. По словам Никкола, он прекрасно понимал, что на тот бюджет, который у него был на руках, построить достоверный футуристичный сеттинг было невозможно. Поэтому он со своим художником Яном Рулфсом, обладателем номинации на Оскар за фильм "Орландо" (Orlando, 1992), решили намеренно придать декорациям вневременной вид, обильно снабдив их элементами ретро. Оператор Славомир Идзяк (Чёрный ястреб) использовал в кадре золотые, зелёные и голубые тона, а снят фильм был в формате Super 35mm, который добавляет кадру дополнительную зернистость.

Columbia Pictures изначально не особо верила в успех этого фильма, именно поэтому она и выделила такой скромный для научно-фантастического студийного фильма бюджет. И готовый фильм их не убедил в обратном, скорее наоборот. На его рекламную кампанию было выделено очень мало денег, которых катастрофически не хватало на полноценное продвижение его в массы, но и их Никкол постарался использовать максимально эффективно. Так, к примеру, один из рекламных проспектов фильма предлагал родителям услуги по генетическому моделированию своих будущих детей и по указанному в объявлении номеру телефона позвонили тысячи людей, всерьез решивших воспользоваться этими услугами.

У новозеландца Эндрю Никкола, автора сценария и режиссёра этого фильма, в его официальном послужном списке "Гаттака" числится дебютом по обоим пунктам. Однако это не совсем так.-6

Премьера фильма состоялась 7 сентября 1997 года на кинофестивале в Торонто, а в октябре он был показан ещё и на кинофестивалях в Чикаго и Остине, таким образом Никкол пытался привлечь дополнительное внимание к своему фильму до его выхода в большой прокат, в условиях скудной рекламной кампании организованной студией. Однако, к сожалению, финансовому успеху фильма это не поспособствовало - выйдя в США в широкий прокат 24 октября 1997 года он собрал всего $12,5 млн., конечно какие-то деньги принёс ещё и международный прокат, но официальных данных студия никаких не опубликовала.

А вот оценки от критиков, как и от посмотревших фильм зрителей были очень высокими - на Rotten Tomatoes у него солидные 82% свежести на основании 67 рецензий от критиков, а от зрителей 87% положительных отзывов. Так же он получил номинации на Оскар за лучшую работу художника и на Золотой глобус за лучшую музыку, правда ни одну из наград он так и не получил. Намного успешнее он демонстрировался на европейских фестивалях, где удостоился специального приза на кинофестивале в Жерармере, главного приза на фестивале Bogey Awards в Германии и приза за лучший фильм на кинофестивале Сиджесе, а Эндрю Никкол был удостоен звания лучшего сценариста лондонской Film Critics' Circle Awards.

Тем не менее благодаря релизам на малых экранах и на регулярно переиздававшихся различных физических носителях фильм нашёл своего зрителя и приобрёл культовый статус, который в настоящее время только растёт. А у Никкола неоднократно спрашивали о его возможных планах на продолжение, но режиссёр ничего конкретного на эти вопросы не отвечал, называя, однако свой третий фильм снятый в жанре научной фантастики "Время" (In Time, 2011) "незаконнорожденным ребёнком Гаттаки".

Кстати, забавный факт. Учёные NASA в 2011 году, во время одного из своих собраний в Лаборатории реактивного движения в Пасадене, оценили некоторые популярные научно-фантастические фильмы по степени их правдоподобия. И "Гаттака" заняла тогда почётное первое место, немного опередив вышедший в том же году "Контакт" (Contact, 1997) Роберта Земекиса.

Лестница в доме Джерома своей формой повторяет молекулу ДНК
Лестница в доме Джерома своей формой повторяет молекулу ДНК

А в марте 2023 года было объявлено, что кинокомпания Sony и канал Showtime начали разработку сериала по мотивам фильма, действие которого развивалось бы одно поколение спустя после описанных в нём событий. Шоураннерами сериала значились Ховард Гордон и Алекс Ганса, ответственные, в частности, за "Секретные материалы" (The X Files, 1993-2018) и "Родину" (Homeland, 2011-2020). В роли одного из исполнительных продюсеров возвращался и Дэнни ДеВито. Однако уже в июне того же года Showtime объявило, что сворачивает разработку проекта и на данный момент больше никаких новостей по этой теме замечено не было.

На домашнем видео фильм вышел 1 июля 1998 года на DVD и VHS. 11 декабря 2001 года Sony перевыпустила фильм на DVD в рамках своей серии Superbit Collection с улучшенным качество картинки и звука. Отреставрированная в высоком разрешении версия фильма была выпущена на дисках формата Blu-ray 11 марта 2008 года, а 15 июня 2021 года состоялась премьера и его реставрации в 4К разрешении на дисках формата 4К UltraHD.

У фильма нет никаких официальных альтернативных версий, но в разделе дополнительных материалов на DVD, Blu-Ray и 4К дисков можно посмотреть несколько удалённых сцен общей продолжительностью более 9 минут, правда представлены они на всех изданиях только в стандартном разрешении очень низкого качества.