“Вот как теперь бабушке на глаза показаться, что ей сказать, — горько всхлипывая, думала Ада, сидя в небольшом скверике перед педагогическим институтом, — один балл всего один балл не добрала. Бабушка так надеялась что внучка продолжит семейное дело, тоже станет учителем”. Вытерев слёзы, Ада поднялась со скамейки и тихонько направилась в трамвайной остановки. Жили они вдвоём с бабушкой в трёхкомнатной квартире с высокими потолками. Дом этот ещё до революции принадлежал то ли купцу, то ли промышленнику какому-то. После революции там была коммуналка, потом жильцов расселили, а комнаты объединили в отдельные квартиры. Одну из этих квартир и получил в своё время её дед, Герман Давыдович Сабуров, профессор Харьковского университета. Родителей своих Ада совсем не помнила, они оба были геологами, и погибли в одной из экспедиций где-то на Алтае. Бабушка рассказывала, что едва ей исполнилось полгода, мама оставив дочку на попечение родителей мужа, уехала вслед за ним: “Как я тогда плакала, умоляла Лару не уезжать, словно сердцем чувствовала что случится не поправимое. Только она и слушать не стала, собралась и отправилась следом за Всеволодом, боялась оставить его одного на длительный срок. Отец у тебя был очень красивый, ты в него пошла. Ларочка жутко ревновала мужа. Обратно они уже не вернулись, пришла телеграмма, что вездеход на котором ехали, утонул в болоте. Это так страшно, даже могилы у них нет”, часто рассказывала Розалия Львовна, когда Ада подросла.
— Бабушка, а почему меня назвали таким странным именем, — спросила Ада однажды, полное её имя было Ариадна.
— Это Герман тебя так назвал, в честь своей матери. Он её очень любил, она в харьковской женской гимназии преподавала уроки музыки. Сабуровы, как и мы Уваровы из дворянского рода, у прадеда твоего своё имение под Харьковом было, дом большой. В революцию всё потеряли, ничего не осталось. Кроме вот этих нескольких альбомов с фотографиями, картин, да фамильной броши с серёжками.
Ада когда была маленькая, очень любила рассматривать фотографии в этих старинных альбомах с металлическими застёжками. А вот бархатную тёмную коробочку с драгоценностями, бабушка прятала в глубине старинного шкафа, и трогать строго запрещала. На стенах комнаты служившей кабинетом дедушки, висели портреты в тяжёлых рамах. Женщины с замысловатыми причёсками в красивых платьях, мужчины в парадных мундирах, все эти люди были её далёкие предки по линии отца. Мама Адочки была из далёкого сибирского села, и весь её род были простые крестьяне. Она после войны приехала в Харьков поступать в университет на геологический факультет, там познакомилась с Всеволодом, они полюбили друг друга. После окончания учёбы сыграли свадьбу. Потом лет через восемь, когда уже порядком помотались по разным экспедициям, появилась на свет Ада. А когда ей было чуть больше полугода, родителей не стало. Дедушка и бабушка, окружили внучку заботой. Старались чтобы у неё было всё самое лучшее. Занятия музыкой с опытным педагогом, кружки, походы в театр и кино. Летом обязательный отдых в Крыму. Когда Ада училась в восьмом классе не стало дедушки, и они остались с бабушкой вдвоём. Она очень хотела стать, как и её родители геологом, но бабушка воспротивилась этому, боялась что с внучкой случится то же что и с родителями. Поэтому чтобы не огорчать родного человека, она решила, будет учителем географии, и вот провалилась, не поступила. Всего немного не хватило, и это было самое досадное.
Ада пришла домой и открыла дверь своим ключом, бабушки дома не оказалось, ушла к приятельнице. “Вот и хорошо, пускай позже узнает что её внучка ни на что не годится. Даже в институт не смогла поступить”, со злостью на себя подумала Ада. Она переоделась в коротенький халатик, распустила толстую каштанового цвета косу, бабушка придерживалась старинных взглядов на жизнь и поэтому не позволила ей обрезать волосы, и уселась за старинное пианино, что стояло в простенке между двух больших окон. Открыла крышку и тронула клавиши. По квартире раздались звуки Печального вальса Шуберта. Ада так отдалась музыке, что не услышала как вернулась бабушка.
— Адочка, у тебя что-то случилось? — Розалия Львовна обняла внучку за плечи.
Ада вздрогнула от неожиданности и опустила руки.
— Нет, — поспешила оправдаться она, — почему ты так решила?
— Ты всегда играешь этот вальс, когда у тебя происходят неприятности.
— От тебя ничего не скроешь, — горестно вздохнула Ада, — я провалилась в институте. Не оправдала я твоих надежд бабуля.
Розалия Львовна погладила внучку по распущенным волосам.
— Глупенькая, подумаешь какая драма, не поступила в этом году, поступишь в следующем. А пока у тебя будет год, чтобы хорошенько подготовиться.
— Ты хочешь чтобы я целый год сидела у тебя на шее? — возмутилась Ада.
— Ну зачем ты так, ты не будешь просто сидеть, ты будешь готовиться к новому поступлению.
— Нет,так не пойдёт, я завтра заберу документы из института, и пойду искать работу.
— Ну какая работа, вчера только школу окончила. У тебя ведь никакого опыта нет. Не пойдёшь же ты в конце концов в Детский сад нянечкой, горшки выносить.
— А что тут такого, могу и нянечкой. Раз учиться дальше мозгов не хватило, — запальчиво произнесла Ада.
— Ада, не пори горячку. Материально мы прекрасно обеспечены. Так что будешь весь этот год заниматься.
Ада не стала больше спорить с бабушкой, но для себя твёрдо решила, забирает документы из приёмной комиссии и идёт искать работу.
На следующий день, девушка секретарша подавая ей конверт с аттестатом и характеристиками спросила.
— И много не хватило до поступления?
— Один балл.
— Да, обидно. Вот если бы у тебя был стаж работы в селе, тогда точно бы приняли. Кто после работы в сельской школе поступает, идут вне конкурса.
— Правда?
— Конечно правда.
— А как можно устроится на работу в сельскую школу если нет образования?
— Да очень просто, идёшь в ОБЛОНО и просишь чтобы тебя направили в село на должность пионервожатой. А на месте можешь и часы получить, преподавателей там не хватает. Вот ты на кого хотела учиться?
— На учителя географии.
— Отлично, если повезёт, и место будет вакантным, получишь часы географии. А это будет большим плюсом, приобретёшь так сказать опыт.
— Спасибо вам большое за подсказку, — обрадовалась Ада.
— Да пожалуйста, — улыбнулась девушка секретарша.
Ада не мешкая узнала адрес ОБЛОНО и отправилась туда.
Инспекторша долго расспрашивала её, уточняла разные детали, а потом сказала. К сожалению у нас в области, свободных мест нет, но могу предложить соседнюю, Курскую, там в одной сельской школе как раз нужна пионервожатая. Только сразу предупреждаю, район от областного центра в отдалении. Готова поехать туда, ты ведь девочка городская, сельская жизнь для тебя неизвестна?
— Готова, — твёрдо ответила Ада.
Из высокого старинного здания Ада вышла с заветным направлением в руках.
— Бабушка, я уезжаю в село, буду там работать.
Сообщила она Розалии Львовны, едва переступив порог квартиры.
(Продолжение следует)