Возможно, вы замечали, что сказать «прости» порой оказывается сложнее, нежели привычное этикетное «извини». Этот психологический фактор имеет под собой твердое этимологическое основание: крепкую связь с историей слов «простить» и «извинить».
В слове «извинить» носитель русского языка может с легкостью выделить две части: приставку «из-» и корень «-вин-». Уже из этих двух морфем даже без обращения к словарю можно определить значение слова: «вывести из состояния вины, изъять из вины, избавить от вины». То есть просьба «извини(те)» подразумевает под собой желание поскорее «снять» с себя вину и вместе с ней ответственность за содеянное, облегчив тем самым свою совесть.
Со словом «простить» и производными от него (например, «прощение») ситуация иная. Это объясняется перемещением фокуса внимания с субъекта (того, кто чувствует вину) – на объект (у кого просят прощения).
Этимологически слова «простить», «прощение» восходят к древнерусскому прилагательному «простъ», соответствующему слову «простой» в современном русском языке, но имеющему более абстрактное значение: «прямой, несогнутый, прямо стоящий, ничем не искривленный, неиспорченный, неотягощенный».
Более детальное рассмотрение позволяет увидеть, что исторически слово «простить» состоит из приставки «про-», имеющей значение «движение вперед», и корня «-ста-» (сравните: «стать», «стоять», «stand» и «stehen»). Такое сочетание дало значение «стоящий прямо», сохранившееся, например, в польском языке (наречие «prosty»). Возможно, вам сразу вспомнилось слово «про́сти», которое мы каждый раз слышим в православном богослужении. Оно звучит в возгласе «Премудрость, про́сти!», что означает «станем прямо, выпрямимся», а в духовном смысле – «сбросим с себя груз обид и помыслов».
Таким образом, «простить» – значит «выпрямить», «сделать свободным, не отягощенным виной», а под «прощением» понимается «сочувствие, сострадание, снисхождение» и даже «исцеление» просящего. Поэтому именно прощения мы просим у Бога в молитве. Прощение подразумевает появление простоты и легкости в отношениях: между людьми, с самим собой и конечно же с Богом.
© Татьяна Цаплина
Издательство «Вольный Странник»