Начну с того, что по МКБ-10 невроз как самостоятельное заболевание не выделяется вообще. Однако в практике слово «невроз» довольно часто используется психиатрами и психотерапевтами.
«Невроз», как самостоятельное понятие, было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Калленом. На протяжении всего времени содержание термина неоднократно пересматривалось, и однозначного общепринятого определения у термина нет до сих пор.
Поэтому стоит иметь в виду, что в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности.
В «Толковом словаре психиатрических терминов» по Карвасарскому Б.Д. дано определение:
Неврозы – это психогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических и клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
Понятие «психогенные» - означает как указание на то, что в этиологии или патогенезе болезненного состояния играют роль психические, психологические или эмоциональные факторы, а не физические причины.
Если коротко, то причинно-следственная связь невроза лежит не в клиническо- медицинском аспекте, а, скорее, во внутреннем конфликте человека. Обычно причина невроза кроется в том, что человек не смог преодолеть какие-то трудности, не получилось отреагировать на внешнее травмирование, поэтому психика перестраивается, застревает в этом моменте и создает дополнительную тревожность – невротического характера. Корни невроза практически всегда кроются во взаимоотношениях с родителями, в отсутствии ощущения безопасности и невозможности расслабиться и быть собой.
Таким образом, невроз – это внутренне переживаемый неосознаваемый конфликт. И связь невроза с травмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием.
У детей клиническая картина невроза может быть следующая:
Неврастения (астенический невроз)
Этиология неврастении связана с продолжительным стрессом, хронической продолжающейся психотравмирующей ситуацией, недосыпанием, постоянным нарушением сна, постоянное физическое переутомление ребенка.
Основные жалобы в таком случае будут на повышенную утомляемость, продуктивность, невозможность сосредоточиться (например, в школе на уроках), быстрое истощение при минимальных умственных и физических нагрузках, потери радости жизни. Психосоматические сопровождения могут быть в виде головных болей, низкого гемоглобина, головокружений, обмороков, проблем с ЖКТ.
Такой ребенок чаще всего не уверен в себе. Начав что-то, он может считать «у меня не получится».
В анамнезе: излишние, а иногда неадекватные требования от родителей к ребенку, сверх того, что он может, парентификация, конфликты в семье и в школе, домашнее насилие, буллинг.
Невроз навязчивых состояний (в т.ч. фобический невроз)
Появляется в виде навязчивых состояний, действий, страхов т даже мыслей. У самых маленьких детей чаще возникает под воздействием сильного испуга. У детей постарше и подростков, в основе конфликта лежит чувство долга и собственные интересы (желания), которые положены на алтарь во имя любви родителей: чувство самосохранения своей истинной сути как бы борется постоянно с тем, что «я должен быть определенным, чтобы меня любили, принимали».
Основной чертой являются повторяющиеся навязчивые мысли или действия. Для этого невроза характерны частые рецидивы. Внутренний конфликт у ребенка возникает между чувством долга и желанием, при этом ощущается повышенная ответственность, переложенная на него взрослыми. В связи с чем могут возникать завышенные требования к себе, поиск достижения идеальности, фоновая перманентная тревожность, мнительность, педантичность, страх ко всему новому.
Симптомы неврозов могут возникать довольно рано: ребенок стремится совершать одни и те же действия для успокоения, если этого не происходит, то ребенок нестабилен. Например, ходить только одним определенным маршрутом, есть только определенные виды продуктов, мыть часто руки и прочее. Желание контролировать может сопровождаться ритуалами, магическим мышлением – этакая попытка взять на себя контроль за происходящее, и предусмотреть попадание в подобные психотравмирующие ситуации в будущем.
Сами ритуалы не приносят какого-то внутреннего удовольствия, они всегда граничат с напряжением и постоянным контролем, но служат для предотвращения «беды», своеобразный оберег от событий, которые могут причинить вред ребенку или членам семьи, иногда это происходит неосознаваемо самим ребенком.
В анамнезе: острая психотравма, сопровождаемая испугом, эмоциональное напряжение, нестабильные детско-родительские отношения, парентификация, слишком требовательное и тревожное воспитание, или психотравмирующая ситуация, с которой ребенок не смог справиться, что может менять локус контроля на внутренний: если я буду поступать (думать, делать) определенным способом всегда, то этого не случится.
Истерический невроз
Имеет в основе внутренний конфликт между желаемым и тем, что реально достижимо. Таким образом, ребенок застревает между «хочу и не хочу», и так как желаемое не дает покоя, то возникает ощущение зависшей фрустрации, которую прожить не получается.
Истерический невроз берет свое начало в бурном активном физическом протесте и соматовегетативном нарушении: голодание, задержка мочеиспускания, рвота, мутизм. Родители не смогли поддержать ребенка в проявлении и проживании чувства фрустрации, наоборот начинают избегать этого состояния у ребенка, возникает воспитание по типу эгоцентрика – «кумир семьи». Так развивается истероидный тип личности.
Такой ребенок может жаловаться на то, что его не любят, не слышат, не понимают, не принимают. Эта жалоба может быть расценена как способ выработанной манипуляции, так как после этих жалоб, обычно ему давали то, что он хотел. На самом деле это глубоко травмированный ребенок, который не знает, как по-другому ему жить в этом мире.
Для истериков изначально характерна высокая эмотивность, энергичность, а также впоследствии формирование психического инфантилизма. Некоторые психологи описывают этот невроз как примитивный и видят связь с невысоким уровнем интеллекта. Я бы хотела уточнить, что правильнее было бы вести речь об эмоциональном интеллекте. Проживая фрустрацию, ребенок становится на ступеньку мудрее, приобретает бесценный опыт о том, что в жизни может быть что-то иначе, что помимо его интересов и желаний, есть еще окружающий мир, и он разный: «весь мир не только внутри меня, но еще и снаружи».
В анамнезе: непрожитая фрустрация, запрет на выражение негативных чувств, отсутствие эмоционально-теплых отношений с родителями (больше для галочки «я делаю все как надо»).
Особые виды невротических расстройств опишу коротко:
Ипохондрический невроз – страхи и опасения по поводу болезни своей или близких, кратковременные вегетативные расстройства (такие как покраснения, обмороки и тд)
В анамнезе: гипертревожные родители, которые «лечат» по любому поводу ребенка; психотравмирующая ситуация с, связанная с заболеванием близких; пубертатный период.
Невроз страха – страх темноты, одиночества, страх за свою жизнь, страх перемен и тд. Страх, как чувство, встречается во всех видах невроза в той или иной степени. При неврозе страха – сам страх становится гипертрофированным, сверхценным. Страхи имеют оправдательную основу для восстановления значимости в собственных глазах и у взрослых в невозможности выполнить непосильную задачу.
В анамнезе: шоковая или субшоковая психогения, острый испуг, а также возможна длительная психотравмирующая ситуация, с которой ребенок не может справиться, и которая порождает невротическое реагирование.
Невротические тики: автоматизированные привычные движения, такие как частые непроизвольные шмыганья носом, покашливания, покачивание, наморщивание лба, касание губ, ногтей и другие. Относятся к неврозу навязчивых состояний. Тики свидетельствуют о наличии внутренней конфликтной ситуации у ребенка. Тики могут подавляться принудительно и исчезают полностью во время сна.
В анамнезе: смотри выше «невроз навязчивых состояний», а также завышенные ожидания родителей по поводу ребенка, а также ощущение нестабильности, неправильности, ненужности, попытка адаптироваться под то, что окружающие ожидают.
Энурез: это недержание мочи во время сна. При невротическом проявлении этиология может быть связана с психотравмирующем воздействии: физическое или эмоциональное насилие, а также реакция на смену обстановки: новое место жительства, детский сад, школа, жизненные обстоятельства. Это можно отнести и к анамнезу энуреза. Временное исчезновение психотравмирующей ситуации может способствовать уменьшению или прекращению энуреза совсем.
Энкопрез: непроизвольное недержание кала, преимущественно в бодрствующем состоянии. У ребенка в течение дня может появляться небольшое количество испражнений на белье, сначала он может и не замечать этого. А в дальнейшем, если энкопрез сохраняется, то может появляться стыдливость, может проявиться излишняя аккуратность и перфекционизм или, наоборот уход в фантазию, чтобы вытеснить происходящее и не обращать внимание.
В анамнезе: нарушенные отношения с матерью, в том числе депривация (когда потребности ребенка не удовлетворяются или игнорируются вовсе) или симбиотическая связь.
Невротические расстройства часто берут свое начало в детском возрасте, и в большинстве случаев, они связаны с детско-родительскими отношениями, поэтому чем раньше родители обнаружат невротические проявления личности у ребенка и скорректируют свое поведение, займутся психологической грамотностью и своим психическим здоровьем, тем быстрее восстановится их ребенок. Ведь, как известно, ребенок считывает эмоции и чувства родителей на даже невербальном уровне. Он не всегда понимает, как справиться с этими «знаниями» о мире и поэтому может уходить в невротические реагирования. Если причина невротического расстройства лежит за пределами семейной системы, то ребенку для преодоления невроза необходима эмоциональная стабильность дома, поддержка, принятие и любовь родителей.
Следует еще отделять невротические расстройства от неврозоподобных. Про невротические расстройства описана эта статья. Неврозоподобные расстройства являются эндогенными и органическими, сопровождаются генетическим заболеванием.
Автор: Светлана Чудова
Психолог, Эмоционально-образной терапии
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru