Найти тему

Как вернуть мир в семью, когда ссорятся дети

Напоминание о том, что злость и обида - это вторичные чувства, помогло нам прийти к пониманию в семейной "буре". Я бы даже сказала, что это помогло нам вернуться к любви. Младший сын пожаловался мужу на старшего, который его ударил. Муж решил выслушать мнение старшего, но при этом начал давать наставления, что бить других - это плохо.

На словах он сказал старшему, что готов выслушать его, но на деле уже воспитывал так, как будто бы тот был неправ. Это был интересный для меня момент - как тонко можно на словах говорить одно, но не замечать, что действия этому не соответствуют.

В итоге старший ничего не смог объяснить и начал сильно плакать. Реакция мужа на слезы старшего была такой: «Ты задолбал, я тут с тобой поговорить хотел, а ты...» К своему удивлению, я вообще промолчала. Мы оставили сына в комнате, чтобы он успокоился.

Интересно, что мое молчание сработало лучше всяких слов. Муж спросил меня: "Осуждаешь, да?" Я ответила: "Нет". Как будто бы в тишине и без моих нападок в виде молчания он смог сам почувствовать, что что-то не так.

Я действительно не осуждала, мне было интересно быть наблюдателем. Иногда мне казалось, что я сейчас скачусь в злость, но я сдерживала себя, потому что ощущала, что эта злость не моя. Она просто от того, что вокруг много громких звуков.

Я отдалилась на кухню, и все прошло. Далее сын успокоился и сказал: "Знаешь, я столько терплю от младшего. Я собираю мозаику — он ломает. Я качаюсь — он меня выгоняет. Много всего было, и я все терплю, но иногда я не выдерживаю и бью его, потому что накопилось".

И тут меня осенило: злость — это вторичное чувство. Значит, перед этим было много других, упущенных, пропущенных, непрожитых чувств. И это было так важно понять.

Потом мы с сыном подошли к мужу. Он то же самое рассказал ему.

Важно помнить о том, что если у кого-то есть раздражение или злость, это не первое чувство. Давайте не отталкивать и не "добивать" друг друга словами, а помнить о том, что иногда нужно разбираться в том, что накопилось.

Само начало разговора может измениться: не "почему ты так сделал плохо", а "что случилось, сынок, что там у тебя накопилось и переполнилось яростью, что аж подрались".

В итоге, реально прошел осадок у всех. Мы обнялись, и ребенок сел радостный за стол. Для меня это был внешний признак того, что у него тоже нет больше осадка.

Напоминание о том, что злость и обида - это вторичные чувства, помогло нам прийти к пониманию в семейной "буре". Я бы даже сказала, что это помогло нам вернуться к любви.

Изображение от freepik "https://ru.freepik.com/free-photo/medium-shot-smiley-friends_16312073.htm#fromView=search&page=3&position=3&uuid=697762f6-5c94-4c51-a79e-f93f718e5817"