Найти в Дзене
Музей МХАТ

Выставка «Фантастическая реальность»: выход на пределы

Принято думать, что Московский Художественный театр – это оплот реализма. И это, конечно же, так. Но это не значит, что актеры и режиссеры МХТ не устремлялись мысленно к ирреальному, не пытались проникнуть за границы материального мира. Неслучайно одну из важных линий развития Художественного театра в книге «Моя жизнь в искусстве» К.С. Станиславский назвал «линией фантастики». Выставка «Фантастическая реальность», открытая в Зеленом фойе Музея МХАТ, посвящена именно этим поискам – и рассказывает она о постановках разных эпох: от первых лет существования МХТ до наших дней. Все началось со «Снегурочки», поэтической сказки Александра Островского, поставленной в 1900 году, где был зачарованный лес, населенный причудливыми существами и оживающий буквально на глазах у зрителей. К линии фантастики Константин Сергеевич причислял и легендарную «Синюю птицу» Мориса Метерлинка, в которой действовали Огонь, Вода, Хлеб, Молоко, Сахар, а дети Тильтиль и Митиль совершали путешествие в царство мертвых

Принято думать, что Московский Художественный театр – это оплот реализма. И это, конечно же, так. Но это не значит, что актеры и режиссеры МХТ не устремлялись мысленно к ирреальному, не пытались проникнуть за границы материального мира. Неслучайно одну из важных линий развития Художественного театра в книге «Моя жизнь в искусстве» К.С. Станиславский назвал «линией фантастики».

Выставка «Фантастическая реальность», открытая в Зеленом фойе Музея МХАТ, посвящена именно этим поискам – и рассказывает она о постановках разных эпох: от первых лет существования МХТ до наших дней.

На выставке «Фантастическая реальность» в Зеленом фойе Музея МХАТ
На выставке «Фантастическая реальность» в Зеленом фойе Музея МХАТ

Все началось со «Снегурочки», поэтической сказки Александра Островского, поставленной в 1900 году, где был зачарованный лес, населенный причудливыми существами и оживающий буквально на глазах у зрителей. К линии фантастики Константин Сергеевич причислял и легендарную «Синюю птицу» Мориса Метерлинка, в которой действовали Огонь, Вода, Хлеб, Молоко, Сахар, а дети Тильтиль и Митиль совершали путешествие в царство мертвых. О «Синей птице» рассказывают на выставке эскизы и макеты художника Владимира Егорова. Есть на ней и работы Ивана Гремиславского – он занимался возобновлением «Синей птицы» в 1930-е годы.

Владимир Егоров. Эскиз к спектаклю «Жизнь Человека». Костюмы музыкантов. 1907 г.
Владимир Егоров. Эскиз к спектаклю «Жизнь Человека». Костюмы музыкантов. 1907 г.

За пределы реального проникали и символистские пьесы Леонида Андреева. В «Жизни Человека» маленькое существование рядового человека проходило на фоне черной мглы, зловещей бездны (в МХТ именно тогда открыли выразительные возможности черного бархата, которым была затянута сцена). «Чувствуется присутствие кого-то, с трудом различимого, кто придает всей пьесе роковой, фатальный оттенок», – писал об этом спектакле Станиславский.

Василий Качалов – Анатэма, «Анатэма», 1908 г.
Василий Качалов – Анатэма, «Анатэма», 1908 г.

В «Анатэме», трагедии Леонида Андреева о князе тьмы, который искушает доброго бедняка, кумир театральной России Василий Качалов преображался в зловещего и величественного Анатэму при помощи сложнейшего пластического грима. Его облик поражает воображение даже сегодня – хотя, казалось бы, каких только эффектных злодеев мы не видели в кино! Поразил Анатэма Качалова в свое время и молодого художника Казимира Малевича, который за несколько лет до того, как изобрел супрематизм, увлекался символизмом. Под впечатлением от спектакля Художественного театра (вскоре запрещенного цензурой) Малевич сделал цикл гелиогравюр. Они принадлежали знаменитому критику и писателю Сергею Дурылину и сегодня хранятся в его Доме-музее, а на выставке в Зеленом фойе представлены их репродукции.

Евгения Панфилова. Костюм к спектаклю «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», фрагмент. 2021 г.
Евгения Панфилова. Костюм к спектаклю «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», фрагмент. 2021 г.

За наше время отвечают спектакли, идущие сегодня на сцене МХТ имени Чехова. Это «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» Виктора Крамера, «Омон Ра» Михаила Рахлина, «Далекая Радуга» Андрея Гончарова. На выставке можно увидеть эскизы Виктора Крамера к «Вракам», а также поистине фантастической красоты костюмы Евгении Панфиловой к этому спектаклю.

Мария Трегубова. Макет к спектаклю «Омон Ра», 2022 г.
Мария Трегубова. Макет к спектаклю «Омон Ра», 2022 г.

Эффектный макет Марии Трегубовой, представляющий собой симбиоз цирковой арены и детской площадки, был предназначен для спектакля «Омон Ра» по раннему роману Виктора Пелевина. Здесь же показаны и костюмы к этому спектаклю, поставленному в иронической эстетике соц-арта. А лаконичные пейзажи Сергея Илларионова – это эскизы к постановке Андрея Гончарова «Далекая Радуга» по повести Аркадия и Бориса Стругацких, истории о катастрофе, которая постигла Радугу, планету физиков.

Костюмы Ольги-Марии Тумаковой к спектаклю «Омон Ра», 2022 г.
Костюмы Ольги-Марии Тумаковой к спектаклю «Омон Ра», 2022 г.

Выставка работает до 12 мая.

Фото из фондов Музея МХАТ