Найти тему

Заметки касательно Maran.

Резчик Идолов [Дом Гальдра] (с) 

Когда речь идет о Маре (Mara/Maran) в том виде, как она мыслится на территории Северной Европы, а именно злом существе (шв. ont väsen), духе или "полудухе", нападающем по ночам на людей и скот, то следует признать существование двух различных взглядов на ее природу.

В первом случае мара - самостоятельное духовное существо (шв. andeväsen), злой дух, находящийся в родстве с духами леса (шв. Skogsrå), нападающий на спящих людей, детей и животных. Чаще всего представление о нападении мары связано с некоторыми характерными явлениями, такими как:

"Rida" ("езда")

Мара изводит и ездит (шв. plågar och rider) на людях (шв. Rider människor) и животных (шв. Rider djur). Причем езда на животных, в особенности на лошадях (шв. Rider häst), и езда на людях, чаще всего на мужчинах (шв. Rider män), не одинакова, если сравнивать ее между собой. В отношении животных, когда речь идет о ночной "езде мары", то подразумевается болезнь или недомогание, при которой животное плохо спит по ночам, и из-за этого постоянно крутится и потеет так, что на утро оно выглядит потным (в испарине) и уставшим, будто на нем катались всю ночь. И так это происходит ночь за ночью, пока скотина окончательно не заболевает и не умирает. "Мarugä" называют тот несчастный скот, на котором ездит мара.

В отношении людей "езда" - это всегда ночное оседлание, сопровождающееся сдавливанием грудной клетки, что иногда приводило к удушению спящего. О таком человеке говорят: "Мара объезжает и.о." (шв. «maran rides N.N.»). Здесь мара выступает в роли инкуба (где Incube/incubo/inncŭbu - от лат. "возлежать сверху"). Der Mahr - немецкий эквивалент имени Мара, германский корень в этом имени означает "давить", "дробить" и т.п.; в этимологическом словаре Яна дэ Врие (Jan de Vries) это слово просто интерпретировано как дробилка/давилка (шв. krossaren; герм. die zermalmerin. Hellquist 1 [1939] 1957 s.v. mara; de Vries 1962 s.v. mara 1, merja; Jóhannesson 1956 s.v. merja-mara). Ночные нападения мары на спящих также отражены в форме слова "кошмар": шв. mardröm, исл. martröð, норв. mareritt; что опять возвращает нас к понятию "езды" - ritt/rida.

Теперь следует сделать отступление и дать общее представление об еще одной форме езды - "Rider träd", езде на дереве. Как уже было сказано вначале, мара тесно связана с духами леса (шв.Skogsrå), эта связь может быть прослежена через такое понятие, как "markvast", или "marbuske" (также известное как "marvase", "martok", "marsudd", или "häxkvast). Вот как это описывается:

"Det finns en del träd, som ha som ett knyte av kvistar på något ställe i toppen. De träden kallades för marträd, och i det där kvistknytet skulle maran bo. Det var väldigt farligt att lägga sig under ett sådant träd […] maran [kunde] helt enkelt ta livet av dem [som gjorde det …]" (ULMA 3042:1 s. 24).

("Существуют некоторые деревья, у которых есть как бы клубок из ветвей в каком-либо месте на верхушке. Эти деревья назывались деревьями мары, и в этом клубке ветвей обитает маран. Было очень опасно лежать под таким деревом (на земле).")

Ве́дьмины мётлы (вихорево гнездо, громовая метла, ведьмино помело.
Ве́дьмины мётлы (вихорево гнездо, громовая метла, ведьмино помело.

Чаще всего такие "кусты мары" (шв. markvastarna) образовывались на хвойных деревьях, в подавляющем большинстве случаев речь шла о сосновых деревьях с "густыми ветвями" (шв. "tätt ris"), такие сосны называли "martall". Также понятие "marträd" ("дерево мары") относилось и к некоторым лиственным деревьям, имевшим ту же особенность (часто у лиственных деревьев - в связи с поражением грибом Taphrina; в то время как у хвойных деревьев - нередко в связи с процессами генетических мутаций или поражением другими видами паразитарных насекомых и грибков), или к деревьям сухим и/или неестественно изогнутым. Именно о таких деревьях и говорят, что мара "ездит" ("rida") на них, и именно эта "езда" и приводит к подобного рода порокам развития ветвей.

Еще одной особенностью нападения мары является ее страсть к спутыванию волос людей и животных в клубки или косы, которые невозможно затем распутать. Такие косы называются "marlockarna", или "marflätor". Считается, если такие косы обнаружены на животном, то их ни в коем случае нельзя распутывать или обрезать, иначе месть со стороны мары последует незамедлительно, и она убьет скотину. Для лечения скота от посягательств мары в этом случае и использовали "markvast", или "marebuskar", тем самым удовлетворяя ее жажду "свивать" и "спутывать". Клубок из ветвей помещали в сарай с больной скотиной, и мара, оставляя скот, вселялась в этот "markvast", а затем его снова (вместе с вселившимся духом) возвращали в лес.

Помимо этого, полагали, что мара является виновницей некоего заболевания, именуемого "markyss" ("поцелуй мары" - разновидность ротового герпеса; шв. munherpes - заполненные жидкостью небольшие пузыри на губах); считалось, что эта болезнь возникает из-за ночного приветствия мары - того, что она целует свою спящую жертву. Эта болезнь могла поражать и старых, и молодых. Лечится она тем, что больной целует стену трижды, раз за разом, но если это не помогает, то через три дня он снова должен целовать стену, и затем еще три дня, если и это не помогает. Тогда считали, что человек излечивается от этой болезни.

Иногда образ мары связан с человеком, который обладает властью посылать (шв. utsänt) ее с помощью колдовских потворов и заклинаний на других людей. Из этой связи мары и человека, ее насылающего, мы подходим ко второму взгляду на то, что могли именовать "Maran".

Во втором случае мара мыслится как "förvandlad människa", то есть человек, превращенный или трансформирующийся в дух. Вот что об этом пишут:

"Maran det är människor, som äro ute och plågar folk på nätterna […] Man kan känna

igen dem på det, att de inte ha något hår varken i armhålorna eller på »hemligheta»"

(LUF M745 s. 9 f.).

("Мары - это люди, которые выходят и мучают людей по ночам […] Их можно узнать по тому, что у них нет волос ни в подмышках, ни в паху.")

Т.е. речь тут идет о материализовывающемся духе человека (чаще женском), который по ночам мучает своих жертв тем, что садится на них сверху и тем самым сдавливает и удушает. Отличительной чертой мары такого рода является отсутствие волос на теле ("волосы на коже" (шв. hudhår), но не на голове), потому все те, кто после вступления в половое созревание, взросление и уже в состоянии зрелости не имеют волосатого лобка, считаются в народе "марами". Это не лишено смысла, и в особенности, если речь идет о классическом европейском ведьмовстве тех времен, когда слава сборищ на горах Blåkulla и Bloksberg была все еще жива и будоражила умы простонародья. Это отсутствие волос на теле в действительности представляет собой отличительный признак ведьмовства, связанный с использованием "ведьмовской мази" (шв. häxasalva), изготавливаемой на основе дурмана (шв. spikklubba; другие названия: klubbört, tisteläpple, tistelnattskatta, törnäpple, stickeläpple, hufvudvilla, kärleksäpple, älskogvilla; лат. Datura stramonium), угля и золы, ядовитых трав, жира и крови ночных животных и птиц, посвященных Дьяволу (благодаря добавлению которых можно было обращать свой дух в избранное животное). Ныне ведьмовской "культ дурмана", верно, вовсе сгинул, и теперь вряд ли можно найти человека, знающего и практикующего эти формы старинного колдовства.

-2