Найти в Дзене

Алгоритм внедрения системы наставничества на крупных промышленных предприятиях

Андрей Донских. Игровые решения для корпоративного обучения. Раскрываю потенциал лидеров. Умножаю продуктивность команд. Развиваю мягкие навыки сотрудников
Андрей Донских. Игровые решения для корпоративного обучения. Раскрываю потенциал лидеров. Умножаю продуктивность команд. Развиваю мягкие навыки сотрудников

Система наставничества – эффективный инструмент для обучения и адаптации сотрудников на крупных промышленных предприятиях. Она позволяет ускорить профессиональное развитие новичков, повысить их мотивацию и лояльность к компании.

Алгоритм внедрения:

1. Определение целей и задач

На этом этапе важно четко сформулировать цели и задачи, которые должна решать система наставничества. Это поможет правильно выбрать модель системы, подобрать пары "наставник-подопечный" и разработать методические материалы.

Цель: Формирование системы наставничества для ускорения адаптации и профессионального развития сотрудников.

Задачи:

- Повышение производительности труда новых сотрудников;

- Снижение текучести кадров;

- Сохранение и передача корпоративных знаний и опыта;

- Развитие лидерских качеств у наставников.

2. Выбор модели наставничества

Формальная модель наставничества более структурирована и подходит для крупных предприятий с большим количеством сотрудников. Назначается приказом по предприятию.

Неформальная модель более гибкая и может быть использована в небольших компаниях. Возникает спонтанно.

3. Подбор пар "наставник-подопечный"

Важно учитывать не только профессиональные навыки, но и личные качества наставника и подопечного.

Критерии для наставников:

- Опыт работы на предприятии не менее 3 лет;

- Наличие лидерских качеств;

- Готовность делиться своими знаниями и опытом;

- Умение обучать и мотивировать.

Критерии для подопечных:

- Новые сотрудники;

- Сотрудники, переведенные на новую должность;

- Сотрудники, испытывающие трудности в работе.

4. Обучение наставников

Обучение наставников поможет им эффективно взаимодействовать с подопечными и достигать поставленных целей.

Темы обучения:

- Основы наставничества;

- Техники обучения взрослых;

- Эффективная коммуникация;

- Мотивация и коучинг.

5. Разработка методических материалов

Методические материалы должны содержать всю необходимую информацию для работы наставников и подопечных.

Положение о системе наставничества:

- Цели и задачи системы;

- Критерии отбора наставников и подопечных;

- Функции и обязанности наставников и подопечных;

- Процесс взаимодействия наставника и подопечного;

- Система оценки эффективности системы наставничества.

Руководство для наставников:

- Рекомендации по работе с подопечными;

- Методы и техники обучения;

- Примеры успешных кейсов.

Андрей Донских | Развитие команды

6. Мониторинг и оценка эффективности

Регулярный мониторинг и оценка эффективности системы наставничества позволит выявить проблемы и внести необходимые коррективы.

Проведение регулярных встреч с наставниками и подопечными:

- Обсуждение текущих вопросов;

- Решение проблем;

- Оценка прогресса;

Анкетирование:

- Наставников;

- Подопечных;

- Руководителей.

7. Корректировка системы:

Система наставничества должна постоянно развиваться и совершенствоваться.

- Внесение изменений в положение о системе наставничества;

- Доработка методических материалов;

- Повышение квалификации наставников.

Внедрение системы наставничества на крупных промышленных предприятиях – это долгосрочный инвестиционный проект, который при грамотном подходе может дать значительный эффект в виде повышения производительности труда, снижения текучести кадров, сохранения и передачи корпоративных знаний и опыта, а также развития лидерских качеств у сотрудников.

Дополнительные рекомендации:

1. Привлечение руководства к участию в системе наставничества. Руководители должны поддерживать систему наставничества и своим примером демонстрировать ее важность.

2. Создание системы мотивации. Наставников и подопечных необходимо мотивировать к активному участию в системе наставничества.

3. Использование информационных технологий. Для поддержки системы наставничества можно использовать различные информационные технологии, например, онлайн-платформы.

Пример успешного внедрения системы наставничества:

На ПАО "ГМК "Норильский никель"" успешно внедрена система формального наставничества. В рамках этой системы опытные сотрудники компании помогают новичкам адаптироваться к работе, осваивать необходимые навыки и знания.

Система наставничества на "Норильском никеле" включает в себя:

Отбор и обучение наставников:

- Наставниками могут стать только опытные сотрудники, имеющие высокие показатели работы и лидерские качества.

- Наставники проходят специальное обучение, в котором они получают знания и навыки, необходимые для работы с подопечными.

Подбор пар "наставник-подопечный":

- Пары "наставник-подопечный" подбираются с учетом профессиональных и личных качеств наставника и подопечного.

Сопровождение и оценка:

- Работа наставников и подопечных курируется специализированным отделом.

- Регулярно проводится оценка эффективности системы наставничества.

В результате внедрения системы наставничества на "Норильском никеле" удалось:

- Сократить сроки адаптации новых сотрудников:

- Новые сотрудники быстрее осваивают необходимые навыки и знания.

- Снизить текучесть кадров:

- Сотрудники, которые прошли через систему наставничества, реже покидают компанию.

- Повысить производительность труда:

- Сотрудники, которые работают с наставниками, более производительны.

Аналогичные подходы мы используем и при разработке нового тренажера Donskih Games The MENTOR. Новый тренажер отлично подойдет для разработки и развития системы наставничества, в том числе и на крупных производственных предприятиях.

Заключение:

Система наставничества – эффективный инструмент для обучения и адаптации сотрудников на крупных промышленных предприятиях. При грамотном подходе к внедрению система наставничества может дать значительный эффект в виде повышения производительности труда, снижения текучести кадров, сохранения и передачи корпоративных знаний и опыта, а также развития лидерских качеств у сотрудников.