Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

МОЖНО ЛИ ПЕСНИ ГРУППЫ ПИКНИК НАЗВАТЬ ТЕМНЫМИ

.

.

.

Иногда музыку группы Пикник, находят темной , оккультной, даже сатанинской. Не смотря на предвзятость подобной точки зрения , в ней есть некоторое , если не правдивое, то смысловое зерно , если конечно не слишком поддаваться власти языка, его именующих, или его означающих. В сущности, в том же, в чем упрекают Шклярского, для сравнения можно упрекнуть и Бодлера , или например Гофмана, хотя разумеется, это очень разные человеческие, духовные уровни, или культурные масштабы. Бодлер – поэт и художник-декадент для единиц, его поэзия способна роднить чутких и одиноких к литературе людей, но не смогла бы никогда сплотить массы. поскольку, в отличие от феномена рок музыки, поэзия - сфера не массовая, а существующая для избранных. Однако, и Шклярский личность, чьи тексты песен росли на серьезной , и возможно маргинальной поэзии. Кстати, одна его композиция так и называется Декаданс, ( по моему одна из лучших его песен). Наверное правильнее было бы сказать, что Эдмунд Шклярский скорее декадент, временами с темно-оккультными оттенками, но я бы не стал опрометчиво утверждать, что он сатанист. Шклярский скорее исповедует род гноситически- темного, или готического христианства, (если этот человек ,являющийся по своим польским корням и крещению католиком, и вправду что -то исповедует) которое , может оказаться близким к чему то демоническому, по крайней мере в художественном преломлении., что говорит лишь о том, что какие то глубокие, но темные интенции , или подсознательные интуиции автора не смогли просветиться в Логосе, Вере, или Любви. Но не во всех художниках подобное просветление происходит.

В том числе и в больших художниках. В художнике важнее и интереснее глубина. Мне нравится музыка группы Пикник ранних периодов, на мой взгляд, то есть слух, самые прекрасные песни Пикника именно ранние. такие песни как песня Великан, (если б стал я великаном) композиция Иероглиф, Океан Трав, и даже его известная и ранняя композиция про влюбленного вампира по своему прекрасна, и светла. Песни Эдмунда Шклярского можно по разному интерпретировать, но если немного сопоставить лирического героя Пикника с реальным, «человеческим» автором песен, можно найти интересные точки соприкосновения. Игорь Шклярский , начинал с того, что играл в Аквариуме, правда недолго. Можно найти, что даже в отличие эльфоподобного Б. Г. (внешне привлекательного, по крайней мере в молодости) Эдмунд Шклярский не отличался эффектной внешностью, это был больше скромный, замкнутый человек небольшого роста, который компенсировал свое одинокое и замкнутое бытие – мечтами и поэтическим воображением. Об этом говорит его замечательная песня Великан , (если б мне такие руки, руки как у великана) это одна из ранних, романтичных и наверное лучших его композиций.

В этой песне переплетаются личные и мифологические мотивы.

Сам Эдмунд небольшого роста, потому может быть он написал эту песню, ( о мечте стать великаном) , хотя, на самом деле, как пишут многие психологи, высоким людям жить намного труднее, чем людям небольшого роста, в качестве примера можно назвать одного Владимира Маяковского, который страдал, в том числе, и от своего большого роста, и крупного сложения, часто ощущая себя неуклюжим и дисгармоничным. Это так кажется, что если ты выше других , это круто. На самом деле, это не так. Высоким людям постоянно тяжелее.

Тяжелее во всем, в социуме, в общении, в любви.

Да и в самой фигуре великана мало что хорошего. Образ великана отсылает к темным титанам из мифологии древности , восставшим против неба, и после поражения томящимся где то в горах. Но нужно отметить, что композиция Шклярского , все таки о другом, и прекрасна она потому, что его мечты о величии связаны с большой любовью , и с полетом , даже с легкостью , и глубоким смирением, в свою очередь связанным с духовным прозрением (если б мне глаза такие, что б все видели преград не зная, я б закрыл их плотно- плотно , сам сидел бы тихо , головой качая.) Его композиция помимо того, что она прекрасна, трогательна, как трогательна и его другая замечательная песня о влюбленном вампире.

О чем эта композиция по существу?

Если вдуматься в глубинный, метафизический смысл данной композиции, отбросив ее обманчивую декадентскую оболочку, можно понять, что под образом влюбленного вампира скрывается, все тот же скромный, одинокий, невысокий внешне обыкновенный человек, с интеллектуальным, одухотворенным, но не ярким лицом.

Кто такой вампир?

Вампир это призрак, которому не хватает бытия. Вампир больше кажется и снится, чем существует наяву. Что бы перестать казаться и начать быть, вампир пьет кровь, или сосет энергию из тех или иных людей, ставших его вольными или невольными жертвами . Но песня Шклярского про вампира интересна и прекрасна тем, что в ней предстает призрак, которому, для того что бы быть наяву, (а не казаться) нужно полюбить, нужно влюбиться. И по возможности стать любимым.

То есть по сути песня об одиночестве…

К этой же песне об одиночестве относится и композиция про телефон, с номером ноль ноль ноль. Номер "ноль ноль ноль" указывает на то, что владельца этого номера нет наяву, что статус его бытия нулевой, хотя и при максимальном статусе сознания, в форме отчета о своей выброшенности из жизни или ее потерянного где то вдалеке, на самом краю мира, горизонта , что он опять же снится миру, и в сне своего одиночества глубоко несчастен. Что бы наяву быть., нужно опять же любить и быть любимым. Все эти вышеперечисленные песни, включая и песню про Остров, как и песню «Фиолетово черный» поэтичны , глубоки и прекрасны.

И все это ранние песни Пикника.

Что же касается позднего периода творчеств группы Пикник , зрелые песни Пикника уже скорее темные, свет из них, и мечта совсем пропали. Я бы даже сказал, что чем позднее Пикник, тем временами он зловещей звучит, в поздних композициях Пикника можно найти и что -то темно колдовское, не смотря на то, что и поздние композиции Пикника интересны и талантливы по тексту и музыке. В конце концов – комплексы юности и детства намного проще изжить или победить в себе, чем приближающуюся старость.

Многие даже самые большие художники ломались на старении.

Только старость святая и мудрая, только старость открывшая смирение в Боге, доброте, или любви прекрасна, как и прекрасна , или лучше сказать, возвышенна старость связанная с протестом ,правда в том случае, если этот протест связан с великим гуманизмом, большим человеколюбием., или огромным чувством справедливости, если это разумеется великий протест во имя кого -то, а не во имя одного себя .

Были ли такие старцы в истории?

Таким прекрасным старцем был Лев Толстой, и Карл Маркс не смотря на то, что до глубокой старости великий Карл Маркс не дожил. В Карле Марксе можно что- то найти от библейского старца, в опыте которого озвучили себя все угнетенные поколения мира.

Не только озвучили, но и поднялись на ступень творческого и революционного самосознания .

И потому и очарование и мощь Карла Маркса неугасимы, как притягательна и старость Льва Толстого. Эпический протест старости - в отличие от романтического протеста юности – мудрей, зрелей, и всечеловечнее. Впрочем, это отдельная тема для разговора, да и Эдмунд Шклярский по нынешним меркам совсем не стар. Путь его песен , как впрочем и лирическое становление их автора можно назвать цельными , не смотря на то, что поворота к свету не произошло.

Что -то Эдмунду Шклярскому не хватило.

Может быть, не дара, а самой обычной любви. А может быть и простых человеческих сил. И все таки, группа Пикник одна из лучших групп в стране , да и Эдмунд Шклярский помимо своих песен , и вклада в культуру заслуживает уважение тем, что не уехал из России, в отличие от многих других отечественных музыкантов., включая Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича.

Почему этот человек предпочел остаться в России?

Может быть потому, что Эдмунд Шклярский романтический чужак этому миру, но не своей родной стране, не России, и уже это обстоятельство освещает загадочного Эдмунда Шклярского иначе , чем освещают его даже лучшие песни, хотя и не вразрез с ними.

Иначе, то есть, в самом лучшем смысле, непредсказуемо и неожиданно.