Санкт-Петербург, один из самых красивых и величественных городов мира, который также обладает уникальным культурным наследием, в котором особое место занимают произведения русских писателей, среди которых нельзя не отметить «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Эти литературные произведения стали отражением образа жизни, культуры и атмосферы города на Неве.
История создания «Петербургских повестей».
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - русский писатель, драматург, один из классиков русской литературы. Родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Окончил Неженский лицей. Работал актером, затем служил в департаменте. Автор знаменитых произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души» и многих других. Но среди всего его произведений, хотелось бы отдельно отметить «Петербургские повести». Это целый цикл произведений, в которых автор раскрывает перед нами различные стороны жизни Петербурга. В каждой из повестей мы встречаем разные образы этого города - от величественного и прекрасного до мрачного и зловещего.
Данные произведения определяют в один сборник из-за общего места действия (Санкт-Петербург, 1830-1840 годов) и общей проблематикой «маленького человека». Основные персонажи - это незначительные чиновники или художники. В данном контексте автор не изображает роскошных дворцов и светской жизни. Вместо этого, читатель сталкивается с бедными и скромными жилищами, где и разворачиваются главные события.
Всего в сборник входит пять произведений:
• «Невский проспект»
• «Нос»
• «Портрет»
• «Шинель»
• «Записки сумасшедшего»
Гоголь начал разработку данного цикла, еще в 1833, когда впервые появился примерный замысел будущего произведения, на тот момент книга должна была быть одна и называлась «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии», она должна была изобразить противоречивую природу большого города. Это заглавие неосуществленного произведения отчасти показывает в себе общие идеи будущего цикла. Так сразу видно указание на бедность, окраину и чердак, также, стирающиеся границы между действительностью и иллюзией. Это название находит свой отголосок в будущем произведение «Портрет», где лунный свет характеризует собой таинственность и мистичность происходящего.
Произведения были написаны в разное время, повесть «Невский проспект» создана в 1833—1834 годах, «Портрет» — в 1833—1834 годах, обе впервые опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески», «Записки сумасшедшего» написана в 1834 году, также впервые опубликована в сборнике «Арабески» под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть «Нос» написана в 1832—1833 годах, впервые опубликована в журнале «Современник» A.C.Пушкина в 1836 году.
Вторая редакция, существенно переработанная в 1841—1842 годах, впервые была опубликована в журнале «Современник» в 1842 году. Повесть «Шинель» написана в 1836—1842 годах (первоначальное название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). В 1842 году Гоголь впервые ее опубликовал, включив в третий том своего первого Собрания сочинений, названный им «Повести», вместе с «петербургскими» и еще двумя «не петербургскими» произведениями — повестями «Рим» и «Коляска» («Рим» представляет собой фрагмент незаконченного романа «Аннунциата», начатого в 1838—1839 годах). Отрывок «Рим» был опубликован в журнале «Москвитянин» в 1842 год. «Коляска» написана в 1835 году, впервые опубликована в журнале «Современник в 1836 году.
Уже в XIX веке сложилась традиция называть пять повестей — «петербургскими». Известный биограф Гоголя В. И. Шенрок одну из частей своих «Материалов для биографии Гоголя» (1832—1839) так и озаглавил: «Петербургские повести Гоголя». В советское время впервые в 1924 году были изданы «петербургские» повести Гоголя отдельной книгой под этим названием.
Сюжеты повестей сосредоточены вокруг места действия – Петербурга. Но петербургский мир не столько географический, сколько духовно-культурный. Вся действительность, столь отчетливо ясная и подробно выписанная, на самом деле пропитана злом и потому способна принимать самые фантастические формы и виды.
Такая двойственность изображения, когда реальность превращается в фантастику, и они нераздельно слиты, создается с помощью гротеска. При этом он может пронизывать всю повесть от начала до конца, а может появляться в кульминационный или другой момент повествования. Но присутствие гротеска в обыденной, будничной и даже бытовой повседневности обязательно.
В «Петербургских повестях» давление на «маленького» человека оказывает вся окружающая его действительность. Петербург в сборнике – это город мертвых, в котором невозможны искренние переживания. Человеческие качества отходят на второй план, важнее становятся чин и внешняя оболочка. Лучшие качества героев здесь не реализуются, а напротив оказываются подавлены под гнетом власти (как в повести «Портрет»).
Цикл имеет философско-сатирический характер, так как в нем автор рассуждает о России и её судьбе. Ему небезразлично будущее родной страны, поэтому через мертвые образы он пытается донести до читателя гибельность положения, в котором Россия
Глава 2. «Невский проспект»
«Необыкновенный город, Петербург…» - так начинается повесть «Невский проспект». С первых строк автор погружает нас в атмосферу этого удивительного города, подчеркивая его уникальность и неповторимость.
Невский проспект в повести представляется нам как центр Санкт-Петербурга, где происходит большая часть действия произведения. Это место встречи различных социальных слоев, где богатые и бедные, дворяне и простые горожане пересекаются друг с другом.
Автор изображает Невский проспект как символ роскоши и величия столицы, однако подчеркивает его двойственность и противоречивость. С одной стороны, это место красоты и изящества, где можно увидеть прекрасные архитектурные сооружения, модные магазины и роскошные экипажи. С другой стороны, здесь царит корысть и обман, люди ищут лишь собственной выгоды, а любовные интриги и тайны становятся частью повседневной жизни.
Невский проспект становится зеркалом души и характера каждого персонажа, их внутреннего мира и стремлений. Он показывает, что под маской богатства и роскоши скрывается множество тайн и разочарований, и что каждый человек имеет свои слабости и недостатки.
Повесть начинается с детального описания Невского проспекта, и его изменений во время дня. Также можно встретить упоминание таких улиц, как Морская, Гороховая, Литейная, Мещанская (Гражданская). Кроме того есть фразы про Екатерининский канал («Екатерининский канал, известный своею чистотою»), Зеленый мост («Длинные тени мелькают по стенам и мостовой и чуть не достигают головами Полицейского моста»). Мы точно не можем сказать, куда именно пошел Пискарев с Невского, после встречи с брюнеткой, но знаем, что прибыл он к четырехэтажному дому. Далее также нет никаких четких описаний мест, за исключением места захоронения Пискарева, у реки Охты («Гроб его тихо, даже без обрядов религии, повезли на Охту»).
Обращайся же Пирогову, нам известно из текста, что блондинка, ему понравившаяся, живет на Мещанской (ныне Гражданской) улице («Они вошли темными Казанскими воротами в Мещанскую улицу, улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф»).
Нельзя не отметить как меняется описание невского проспекта автором на протяжении повести, если в начале он описывается как прекрасный, чистый и светлый, где каждый найдет себе место и развлечение, то в конце он показывается, как мрачный и обманчивый («Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»)
Глава 3. «Нос»
«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие». Повесть начинается с того, что нас знакомят с цирюльником Иваном Яковлевичем, который живет на Вознесенском проспекте. Данный проспект находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Начинается у Адмиралтейского проспекта и заканчивается у набережной реки Фонтанки, переходя в Измайловский проспект.
Найдя нос коллежского асессора Ковалева, цирюльник решает выбросить его в Неву, с Исаакиевского моста, несохранившийся наплавной мост, он располагался в створе современной Сенатской площади.
Главный герой живет на улице Садовой («ты приходи ко мне на дом; квартира моя в Садовой; спроси только: здесь ли живет майор Ковалев – тебе всякой покажет»). Садовая улица - одна из центральных улиц Санкт-Петербурга. Своим современным названием она обязана тому, что первый её участок от Невского проспекта был проложен до Апраксина переулка, где в то время (1739 год) располагались многочисленные особняки и усадьбы с обширными садами и огородами.
Далее отправляясь на поиски носа, Ковалев попадет в Казанский собор («Он побежал за каретою, которая, к счастию, проехала недалеко и остановилась перед Казанским собором.»). Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов Санкт-Петербург. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором А.Н.Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
«Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа». Воскресенский наплавной мост через Неву был сооружён в 1786 г. в Санкт-Петербурге. Мост на барках соединял центральную часть города с Выборгской стороной.
«На Невском народу была тьма; дам целый цветочный водопад сыпался по всему тротуару, начиная от Полицейского до Аничкина моста». Зелёный (Полицейский) мост - соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. Аничков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.
«Притом история о танцующих стульях в Конюшенной улице была еще свежа, и потому нечего удивляться, что скоро начали говорить, будто нос коллежского асессора Ковалева ровно в 3 часа прогуливается по Невскому проспекту». Малая Конюшенная улица - пешеходная улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит от Шведского переулка до Невского проспекта.
«Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева, что будто бы он давно уже там.» Таврический сад - памятник садово-паркового искусства, одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Располагается в квартале, ограниченном Кирочной, Потёмкинской, Шпалерной и Таврической улицами.
«И после того майора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам и даже остановившегося один раз перед лавочкой в Гостином дворе и покупавшего какую-то орденскую ленточку, неизвестно для каких причин, потому что он сам не был кавалером никакого ордена Большой». Гостиный двор - памятник истории и архитектуры XVIII века, в прошлом - центральный оптовый Гостиный двор, с начала XX в. – крупнейший универмаг.
Глава 4. «Портрет»
«Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе.» Начинается действие в Щукином дворе, в картинной лавочке. Щукин двор — это часть Апраксина двора (ныне улица Ломоносова). Назывался так он по имени купца Щукина, который приобрел территорию под базар в 1730 г. И долго еще (даже после объединения с Апраксиным двором) эту часть называли по имени прежнего владельца.
Усталый и весь в поту, дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. Улица на Васильевском острове. 14-я линия - нечётная сторона, расположена ближе к Стрелке, 15-я линия - чётная сторона улицы. Улица проходит от Невы до набережной Смоленки. Ведь Академия художеств располагается именно на Васильевском острове.
Но после он нанимает первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте, с зеркалами и цельными стеклами. Это показывает его переход от творчества к моде и щегольству.
«Вам известна та часть города, которую называют Коломною. Тут все непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция.» Коломна-это Исторический район Санкт-Петербурга в Адмиралтейском районе, до революции это была 4-я Адмиралтейская (Коломенская) часть. Место где жил ростовщик, изображенный на портрете.
Глава 5. «Шинель» и «Записки сумасшедшего»
В повести «Шинель» нет описаний четких мест событий, за исключением Калинкиного моста.(«По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы — словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной».) Старо-Калинкин мост, автодорожный каменный арочный мост через Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Мост соединяет между собой Коломенский и Безымянный острова.
«Я развернул свой зонтик и отправился за двумя дамами. Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. ”Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова .”» Далее в произведение нет четко указанных мест, но по данному фрагменту можно составить путь главного героя.