Не говорите скорбящему: «Будь силь-ным», «По крайней мере он не страдал», «Он сейчас в лучшем месте» или «Он ус-покоился», «Постарайся об этом не ду-мать», «Время двинуться вперед», «Вам пора успокоиться», «Когда вы возвращаетесь на работу?» и т. д. Не говорите скор-бящему, что надо быть благодарным судь-бе, что умерший прожил столько-то лет.
Это никак не уменьшает боль и в сущности является бесполезным напоминанием.
Скорбящий не может испытывать благо-дарности к судьбе, которая так с ним жестоко обошлась! Не желайте невозможно-го и не говорите пустые слова |20].
По свидетельству одной матери, у которой сын покончил с собой, ей было очень больно, когда люди из лучших намерений говорили следующее: «Когда вы успокоитесь?» (Это было через три месяца после его смерти), «Это был его выбор, отпустите его» (Как будто он чув-ствовал, что у него вообще есть выбор), «Это была Божья воля» (Что у них за Бог? Мой Бог слишком меня любит, чтоб причинить такую боль!) [7, с. 133].
Старайтесь не задерживаться во время первого визита семье умершего. Чем меньше будет сказано с вашей стороны,тем лучше. Избегайте клише и шаблон-
ных слов и никоим образом не приуменьшайте утрату. Не навязывайте беседу и побольше слушайте. Не возра-жайте, не переходите на другой предмет беседы. Не объясняйте скорбящему, что
он чувствует. Не расспрашивайте про детали происшедшего, если об этом не го-ворят.
Не забирайте одежду, фотографии, не критикуйте действия родных. Тут надо постараться действовать очень осторож-но. Одна женщина, узнав, что у ее двух-летнего сына опухоль мозга и ему осталось жить считанные дни, попросила бабушку убрать все, связанное с ним, из дома и сделать это до ее возвращения из госпиталя после того, как умер ребенок.
Вернувшись в опустевший дом, женщина поняла, что совершила ошибку, но было поздно. Ни в коем случае не наста-ивайте, чтобы родные и близкие убрали вещи или фотографии покойного. Даже они могут в этом случае ошибиться, а каково будет вам нести ответственность?
Я и моя подруга стали убеждать моих родителей, что им необходимо пере-ехать, а не оставаться в квартире, где произошла трагедия. Моя же мать сказа-ла: «Куда я уеду от себя?» и постепенно противоположные доводы заглохли.
Нельзя утешить, когда нет утешения, и невозможно найти смысл в бессмыс-ленной смерти, особенно в случае само-убийства. Не говорите с другими о пустяках или обыденных вещах в присутствии скорбящих, даже если из лучших на-мерений, чтоб «отвлечь». Горюющего отвлечь невозможно.
Детям ни в коем случае не говорите, что убивший себя был плохим челове-ком. Надо сказать, что он был болен и что болезнь убила его. Он поступил пло-хо, ужасно, но он не виноват, так как был болен и не понимал, что делает. Не забы-вайте напоминать скорбящим поесть и отдохнуть. Постарайтесь ни в чем не быть назойливыми и проявляйте максимум терпения и выдержки. Старайтесь больше слушать, чем говорить. Слушай-те с состраданием и не выносите никаких моральных оценок.
Мне запали в душу три фразы из кни-ги, как помочь скорбящим: «Самая большая ответственность у тех, кто любит, - это слушать», «В темноте глаза начинают видеть» и «Все, кого мы по-настоящему любили, - это часть нас» [12].