Конечно, самый лучший вариант – это хороший системный инженер с соответствующим оборудованием. Но давайте сегодня рассмотрим упрощенный вариант, когда инженера нет, да и времени особо тоже.
Предположим, вы находитесь в туре. Приехав в новый концертный зал, перед прибытием артиста вам необходимо проверить и настроить концертную систему. Рассмотрим самый простой случай: ваш артист выступает под минус и исполняет песни живьем. В этой статье не будем рассматривать вариант с живым музыкальным коллективом, так как это тема для отдельного обсуждения.
Ваш тур проходит по классическим Домам культуры, и бюджет на тур ограничен. Вы работаете с оборудованием, которое доступно на месте, но мониторы, микрофоны, консоль, стейджбокс и коммутацию вы возите с собой. Это не означает, что вы выставляете все свое оборудованный на каждом концерте, но вы имеете возможность поставить его при необходимости.
Предположим, что вы прибываете на место проведения концерта за четыре часа до начала, из которых два часа отведены на проверку работоспособности системы, принятие решений, подключение оборудования и его настройку. Затем на саундчек с артистом отводится один час (если все в порядке, потребуется всего десять минут). Оставшийся час предназначен для решения возможных проблем.
Какие проблемы могут возникнуть? Практически любые. Например, местный звукорежиссер может плохо разбираться в своей цифровой консоли, и для него переключение pre/post может быть загадкой. Мультикор может быть неисправен, но местному звукорежиссеру об этом не известно. Сабвуфер может прекрасно работать еще вчера, но перестать функционировать сегодня. Пульт может быть не совсем исправным, но ваш пульт некуда поставить. Можно было бы установить ваш пульт в центре зала, но отсутствует подходящий удлинитель для подключения к сети. Система может фонить, и никто не знает, в чем причина. Один из мониторов может хрипеть, но никто не считает это неисправностью. И так далее. Вариантов множество. Перед началом тура я всегда общаюсь с персоналом каждого места проведения концерта относительно оборудования, но, тем не менее, иногда возникали непредвиденные ситуации.
Итак, с оборудованием разобрались, оно функционирует исправно, и можно приступить к настройке. Для настройки системы я использую референсный трек и микрофон. В качестве микрофона я предпочитаю Shure SM58. Зная, как должен звучать мой голос через этот микрофон, я сразу замечаю, если с системой что-то не так. Возможно также использовать микрофон, которым пользуется артист.
Сначала я запускаю референсный трек. Я слышал как он звучит во множестве залов и через множество систем, поэтому сразу слышу проблемы если они есть. Очень важно иметь представление о реальном звучании вашего референса. Если вы привыкли слушать его только через дешевые компьютерные колонки, то вы не знаете его истинного звучания. Я имею опыт прослушивания своего референса на множестве качественных систем, также в моем распоряжении есть пара ADAM A8X, поэтому я знаю, как он должен звучать.
Как прием, я предлагаю выполнить настройку на параметрическом эквалайзере, сделав вырез на -10 децибел с умеренной добротностью на мастер-канале и пройтись по всему спектру. Обычно, когда вы попадаете в область где присутствуют проблемные частоты, звук сразу становится лучше.
Это не означает, что необходимо вносить столь кардинальные изменения в процесс настройки; скорее даже, такие радикальные корректировки не желательны. Однако эта настройка прекрасно подходит для выявления проблемных зон частотного спектра. При настройке системы, я стараюсь вносить коррективы на мастер EQ только в минус. Если мне понадобится добавить яркости звуку, я сделаю это на отдельных каналах инструментов.
Также можно воспользоваться качественными наушниками. При прослушивании референсного трека через них и через акустическую систему (PA), можно попытаться на слух настроить звук PA в соответствии со звуком в наушниках.
Если упоминать анализаторы спектра, которые можно загрузить на телефон, то они не годятся для этих задач, но отлично подойдут для определения частот, подверженных обратной связи.
После настройки необходимо прослушать результаты с использованием эквалайзера (EQ) и без него. Если я замечаю, что звук с EQ заметно улучшается, я сохраняю эти настройки. В случае отсутствия заметных улучшений, скорее всего, я сброшу настройки эквалайзера. Обычно я стараюсь минимизировать использование эквалайзера, если это возможно. Идеальная ситуация получается тогда, когда после настройки EQ на мастер-канале мне не приходится корректировать EQ на вокальном канале, за исключением, включения фильтра высоких частот (HPF).
Далее я проверяю работу микрофона. Сначала говорю в него стоя прямо за консолью, и постепенно увеличиваю уровень звукового давления до рабочей концертной громкости, чтобы оценить звучание. Если микрофон начинает заводиться, я осторожно приберу две-четыре (бывает и пять)частоты, которые вызывают эти проблемы. Обычно это достаточно для устранения проблемы. Затем я увеличиваю громкость еще больше и снова прослушиваю звучание системы. Если микрофон снова начинает вызывать проблемы, я делаю пометку о частотах, которые на это влияют. Я не регулирую их, а просто делаю пометку, чтобы иметь запас по громкости. Я не могу предсказать, как изменится звучание зала при заполнении зрителями. Возможно, громкость уменьшится, возможно, изменится акустика, но всегда полезно иметь некоторый запас на случай если придется поднять уровень сигнала.
Во время настройки портальной системы мониторы всегда должны быть выключены. Если, по какой-то причине, вы забыли отключить их и они работают на достаточно высокой громкости, то вы будете настраивать не звук системы (PA), а смешанный звук PA и мониторов, который идет со сцены. Скорее всего, в результате такой настройки вы получите провал в нижней середине. В таком случае вам придется выключить мониторы, сделать небольшой перерыв, чтобы дать вашим ушам отдохнуть, и начать настройку заново с чистого листа.
Настройка системы зависит от качества акустических систем и особенностей помещения. Иногда система(PA) может быть отличной, но акустика зала настолько плоха, что поправить ее аппаратными средствами становится практически невозможно. Или же сам зал может иметь хорошую акустику, но PA-система оставляет желать лучшего.
Обычно, если и акустическая система, и акустика зала находятся на хорошем уровне, то корректировки минимальны или вообще не требуются. Однако иногда приходится жестко вмешиваться в настройки эквалайзера, просто чтобы звук был слышен со сцены. В таких случаях необходимо быстро принимать решения на месте. Например, если микрофон постоянно вызывает обратную связь, тут уже не важно, насколько хорошо звучит PA.
В акустически неблагоприятных помещениях, где высокое время реверберации (RT60), желательно работать на низкой громкости (хотя это не всегда возможно), так как это помогает уменьшить интенсивность отражений и реверберации. Также небольшой подъем частот в районе 3 кГц на вокале может улучшить читаемость голоса. Изменение направленности акустических систем также может помочь. Можно попробовать направить их ближе к центру зала, чтобы уменьшить отражения от стен.
В заключение, голос является одним из самых важных элементов в миксе. Если он звучит неразборчиво или микрофон начинает заводиться, то качество всего остального звука уже теряет свое значение. Поэтому при принятии компромиссных решений в процессе настройки оборудования всегда следует отдавать приоритет именно голосу.
Настройка мониторов и их интеграция с портальной системой будут освещены в следующей статье.
Желаю вам продвижения вперёд, постоянного развития и воплощения ваших идей. Не стесняйтесь задавать вопросы, постараюсь на них ответить.