Найти тему

Алексей Гаранин: "Мы можем быстро перестраиваться с учетом требований заказчика"

Исполнительный директор ООО СП «Нижэкотранс» (дочерняя организация АО «Корпорация развития Нижегородской области») рассказал о производстве совместных с Беларусью трамваев и электробусов и о том, в чем их особенности

На предприятии в Ворсме выпускают трамваи и электробусы «МиНиН», которые стали важной частью парка электротранспорта в Нижнем Новгороде.

– Алексей Валерьевич, расскажите немножко про производство. Как оно возникло?

– ООО СП «НижЭкоТранс» – это совместное российско-белорусское предприятие, в рамках которого осуществляется производство трамваев и сборка электробусов. Один из партнеров, который поставляет нам узлы и агрегаты, – это предприятие «Белкоммунмаш». Оно находится в Минске и специализируется на выпуске как трамваев и троллейбусов, так и электробусов. То есть у них есть достаточно большой опыт, предприятие существует еще с советских времен. С нашей стороны, мы участвуем как завод, где осуществляется производство и сборка. Если говорим про выпуск трамваев, то сегодня у нас достигнут уровень локализации более 50%. Что это означает? Мы производим вагон, начиная с каркаса. Далее ставим его в сборку, корпусируем, насыщаем электроникой, заканчиваем экстерьер, интерьер, устанавливаем на тележки, проводим тестовые испытания и, соответственно, уже передаем продукцию в депо заказчиков.

– То есть белорусы дали идею, сам образ трамвая, а все остальное, получается, уже ваше?

– С белорусской стороны в наш адрес предоставляются тележки – это их разработка и комплекты электрооборудования, которые мы устанавливаем как раз на этапе насыщения вагона электроникой.

-2

– Сколько сейчас трамваев вы собираете?

– Заказ у нас на производство 170 трамваев. Сегодня мы работаем над односекционным вагоном, выпуск трехсекционного запланирован на 2025 год. Там не очень большой объем.

– Почему предприятие «НижЭкоТранс» открыли здесь, в Ворсме, на этих площадях?

– Город Ворсма находится в Павловском районе. А Павловский район – это как раз автомобильный кластер. У нас рядом ГАЗовская площадка в Нижнем Новгороде. И также рядом в городе Павлово находится автомобильный завод. Это формирует определенный запрос на кадры. Поэтому мы имеем возможность как работать с промышленным предприятием в кооперации, так и приглашать тех специалистов, которые имеют опыт в машиностроении, в автомобилестроении.

– Я правильно понимаю, что раньше тут был сборочный цех микроавтобусов FoxBus. Они ушли и забрали с собой оборудование или что-то осталось?

– Насколько я знаю эту историю, то на деятельность данного предприятия повлияла санкционная ситуация. Все дело в том, что там было сборочное предприятие, и определенные элементы и узлы использовались от поставщиков, которые на текущий момент не работают в России. Мы полностью арендуем площадку и всю инфраструктуру. Плюс к этому в наследство нам достались ряд специалистов с некоторыми ключевыми компетенциями – и это тоже было одной из причин выбора этой площадки. В первую очередь, компетенция по производству композитных изделий и материалов. Этот цех сохранен у нас практически в полном объеме. Сегодня он выпускает более 100 артикулов изделий для трамваев. Все композитные материалы мы полностью делаем на предприятии.

И, разумеется, осталась некая команда с опытом сборки микроавтобусов. Конечно, это была стартовая команда, с тех пор она уже сильно поменялась. Сегодня на предприятии работает уже более 260 человек.

Но главная особенность нашего предприятия заключается в том, что мы можем достаточно быстро перестраиваться по ходу выпуска и с учетом требований заказчика. Если вы хотите экстерьер в определенном виде, то можем это освоить. Если вы хотите другой интерьер, мы можем и это освоить. Мы эффективно реализуем именно мелкосерийные проекты. Пропускная способность нашего предприятия – до 14 вагонов в месяц.

-3

– А в чем уникальность вашего вагона? Рынок-то достаточно насыщен…

– Это, конечно же, вагон нового поколения: низкопольные трамваи с передовым дизайном. Тут и стилистика, и подсветка – все те атрибуты, которые имеет сегодня современный транспорт. Это и система для зарядки мобильных телефонов, и система мультимедиа, и система кондиционирования в холодную и теплую погоду. Сделано все, чтобы пассажир чувствовал себя максимально комфортно. Далее, когда мы передаем трамвай, он еще оснащается валидаторами, то есть люди могут самостоятельно оплачивать свой проезд.

Я могу сказать однозначно: свое изделие мы оцениваем как конкурентоспособное. И не только с точки зрения характеристик, но и по ценовому диапазону. И реализация совместного проекта с белорусами как раз позволяет получить это конкурентное преимущество по цене.

– Если производство трамваев можно назвать полноценным, то по электробусам – это пока крупная узловая сборка?

– Да, сама машина, двигатели и силовые установки нам поставляются из Беларуси, здесь осуществляется крупная узловая сборка. При этом мы углубляем уровень локализации: начинали также с простых работ по крупноузловой сборке, а сегодня уже устанавливаем и оснащаем машины электроникой. Единственное, что, пожалуй, мы на этом этапе не делаем – композитные материалы для экстерьера, интерьера и не производим каркасы. Но при наличии крупного контракта и, если в этом будет экономический смысл, мы, конечно же, сможем освоить производство и каркасов, и композитных элементов для электробусов.

– А в чем его уникальность?

– Данная разработка, помимо ценового фактора, имеет интересные характеристики, в частности, увеличенную дальность хода до 250 километров без подзарядки. Она происходит ночью. За 5 часов машина полностью набирает заряд и далее снова уходит в рейс.

– Перепад высот в нагорной части Нижнего Новгорода учитывался при разработке этой машины?

– Да, учитывался. От электробусов требовалось, чтобы они могли справиться с нагрузкой именно в условиях рельефной местности.

-4

– На сколько электробусов у вас заказ?

– Сегодня у нас заказ от нижегородского региона на 62 машины. Первые 16 электробусов мы городу передали. Они уже эксплуатируются, и мы получаем определенный опыт в этой связи. То есть там, где надо подкорректироваться, мы с производителями ключевых узлов и агрегатов проводим эту работу. Машина постоянно совершенствуется.

– В прошлом году был на Форуме регионов Беларуси и России, и там ваш трамвай пользовался большой популярностью у посетителей. Есть заинтересованность в нем от других регионов

– Сейчас для нас задача номер один: выход на серийный выпуск и выполнение текущего контракта. После чего мы будем готовы брать новые заказы.