Найти тему
Школа для жизни

Как мыслит подросток и почему это важно знать родителям

Оглавление

Все мы были подростками и помним, как сложно иногда понять, чего же хочется на самом деле. В голове крутились тысячи мыслей, эмоции переполняли, и казалось, что весь мир против тебя. Но почему так происходит? Что особенного в мышлении подростков, которое отличается от мышления взрослого человека. Разбираемся.

Изображение с Freepik

1. Конкретность

Подросток не любит абстрактных идей и теорий, ему нужно все увидеть и потрогать. Он предпочитает реальные примеры и действия, склонен к критическому мышлению и анализу информации. Будет задавать вопросы и искать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть различные точки зрения.

Например, может:

  • отказаться изучать математику, так как не видит практического применения абстрактным понятиям. Вместо этого будет решать практические задачи, связанных с деньгами, временем или расстоянием;
  • не понимать идею справедливости или равенства, если те не связаны с конкретными ситуациями. Например, может считать, что богатые люди заслуживают большего уважения, чем бедные, потому что они могут позволить себе больше;
  • испытывать трудности в понимании абстрактных понятий, таких как любовь, дружба или семья. Вместо этого, стремится к конкретным отношениям с людьми, которых знает и взаимодействует каждый день;
  • прочитать книгу о реальных событиях или людях, вместо того чтобы изучать теоретические концепции. Он хочет знать, как все происходит на самом деле.
-2

Изображение с Freepik

2. Категоричность

Подросток может быть очень упрямым и уверенным в своей правоте, иногда не желая слушать других. Это связано с тем, что мозг еще не полностью сформировался, ему трудно воспринимать разные точки зрения.

Например, подросток:

  • утверждает, что есть только два мнения: его и неправильное.
  • часто говорит «никогда и «всегда»;
  • склонен делить мир на черное и белое, не признавая полутонов;
  • занимает крайние позиции по вопросам политики или религии;
  • с трудом принимает критику и может обижаться на малейшие замечания;
  • стремится к четким и определенным ответам, не принимая неопределенности или многозначности;
  • не признает компромиссов и предпочитает «все или ничего»;
  • уверен в своей правоте и не склонен менять свое мнение под воздействием аргументов или фактов.

3. Мечтательность

Подросток часто мечтает о будущем, представляет себя успешным и знаменитым. Иногда мечты могут уводить от реальности, и молодой человек начинает жить в мире иллюзий.

Например:

  • юноша мечтает стать известным музыкантом и представляет себя на сцене, окруженным тысячами поклонников. Он уже написал несколько песен и теперь ищет музыкантов, которые помогут ему осуществить его мечту;
  • девушка мечтает о будущей семье, рисуя в воображении идеальный дом и заботливого мужа;
  • юноша мечтает об открытии собственного бизнеса и видит себя успешным предпринимателем. Он хочет открыть свою пиццерию, где будет готовить самую вкусную пиццу в городе. Уже видит, как люди стоят в очереди, чтобы попробовать его пиццу.
  • девушка мечтает стать известной актрисой. Она представляет себя на красной дорожке, в красивом платье, а вокруг толпа поклонников с цветами.
-3

Изображение с Freepik

4. Противоречивость

Мышление подростков может быть непоследовательным из-за интенсивного формирования самосознания, что приводит к колебаниям между разными взглядами.

Например, подросток:

  • утверждает, что хочет быть независимым и самостоятельным, но при этом ожидать постоянной поддержки и заботы от родителей;
  • ищет признания и одобрения со стороны друзей, даже если это требует подчинения их мнению;
  • стремится к риску и приключениям, но при этом не уверен в своих силах, сомневается;
  • одновременно хочет быть взрослым и сохранить детские забавы и увлечения;
  • выступает за справедливость, но может проявлять нетерпимость и предубеждение к другим людям;
  • мечтает быть оригинальным и уникальным, но при этом оставаться «как все и не выделяться из толпы»;
  • хочет быть самостоятельным и ответственным за свои поступки, но в то же время ищет оправдания своим ошибкам и перекладывает ответственность на других;
  • стремится к общению со сверстниками, но чувствует себя одиноко и изолированно;
  • заинтересован в учебе, но при этом игнорирует домашние задания или пропускает уроки;
  • желает быть принятым в обществе, но испытывает трудности в общении с другими людьми;
  • испытывает противоречивые чувства по отношению к своему телу и внешности, например, хочет похудеть, но злоупотребляет фастфудом.
-4

Изображение с Freepik

5. Склонность к риску

Молодые люди часто ищут приключений, острых ощущений, испытывают потребность рисковать, что приводит к необдуманным, опасным поступкам.

Например, подросток:

  • прогуливает школу, чтобы пойти на концерт любимого исполнителя;
  • едет на выходные в другой город с друзьями, не предупредив родителей;
  • пробует курить или употреблять алкоголь, несмотря на запреты взрослых;
  • решается на смелый наряд или макияж, даже если это может вызвать неодобрение окружающих;
  • занимается экстремальными видами спорта;
  • пробует новые и непривычные продукты, блюда или напитки, даже если они кажутся странными;
  • пытается обмануть родителей или учителей, чтобы избежать наказания или получить желаемое;
  • решается вместе с друзьями на поход в незнакомое и опасное место, несмотря на предупреждения взрослых или собственные страхи.
-5

Изображение с Freepik

6. Сильные эмоции и чувства, как позитивные, так и негативные

Это может привести к колебаниям настроения, раздражительности и даже депрессии.

Например:

  • влюбленность: интенсивные и быстро возникающие чувства, которые иногда приводят к безрассудным поступкам;
  • неконтролируемый гнев;
  • сильная и продолжительная грусть может привести к депрессии;
  • панические атаки, страх и беспокойство могут привести к избеганию социальных ситуаций и потере работоспособности;
  • радость, переходящая в эйфорию;
  • разочарование, чувство безнадежности и беспомощности может привести к замкнутости и апатии;
  • зависть, сильное желание обладать тем, что есть у других, может привести к разрушению отношений;
  • чувство неполноценности, стыда может привести к низкой самооценке и депрессии.
-6

Изображение с Freepik

7. Интерес к фантазированию и творчеству

У подростков активно развиваются воображение и творческие способности, которые вызывают желание экспериментировать и искать новые идеи.

Например:

  • создание новых персонажей и сюжетов в ролевых играх или написание сценариев для школьных спектаклей;
  • рисование воображаемых миров и существ, создание комиксов или иллюстраций к своим рассказам;
  • написание стихов, рассказов или песен, основанных на своих фантазиях и мечтах;
  • разработка и воплощение в жизнь сложных инженерных проектов, таких как самодельные роботы, автомобили или даже летательные аппараты;
  • создание виртуальных миров в компьютерных играх, программирование своих собственных игр или разработка уникальных игровых сценариев;
  • проведение научных экспериментов с использованием подручных материалов, например, создание “машины времени” из холодильника и радиоприемника или “вечного двигателя” из велосипеда и воздушного шарика.
  • изучение иностранных языков и культур, чтобы иметь возможность погрузиться в мир фэнтези и приключений, читая книги, смотря фильмы или играя в компьютерные игры на языке оригинала;
  • создание необычных причесок, макияжа или костюмов для косплея (костюмированной игры) по мотивам любимых аниме, комиксов или видеоигр.
-7

Изображение с Freepik

8. Формирование самосознания и самооценки

Развиваются логические и аналитические способности, умение обобщать и делать выводы. В этом возрасте подростки начинают задумываться о своем месте в мире, своих целях и ценностях, что влияет на мышление.

Например:

  • подростки активно исследуют свою личность, задаваясь вопросами о своих качествах, способностях и предпочтениях. Это помогает сформировать более четкое представление о себе, оценить свою значимость;
  • социальные контакты приобретают все большее значение для подростка, поскольку позволяют увидеть себя глазами окружающих. Это может привести к изменению самооценки, как в лучшую, так и в худшую сторону;
  • в процессе обучения подросток начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, что влияет на формирование его самооценки. Успехи и неудачи в учебе могут повлиять на уверенность в себе;
  • благодаря активному развитию мышления и личному опыту, подростки начинают понимать, что их мнение и взгляды могут отличаться от мнения окружающих;
  • возникают новые интересы и увлечения, которые могут стать основой для формирования чувства собственного достоинства. Это особенно заметно, когда подросток начинает достигать успехов в своих увлечениях, что приводит к повышению самооценки.

Перечисленные особенности влияют на поведение подростка и его взаимоотношения с окружающими. Подростковое мышление подвержено влиянию различных факторов, таких как семья, друзья, школа и общество в целом. Поэтому важно создавать условия, которые способствуют развитию критического мышления, самоконтроля и ответственности у подростков.

Хорошим вариантом будет обучение в школе с проживанием. Школы-пансионы позволяют детям погрузиться в учебный процесс, прокачать навыки общения, раскрыть личностный потенциал. Намного быстрее, чем в семье ребенок учится самостоятельности, самоорганизации, инициативности, видит последствия своих поступков, учится отвечать за них. Раскрывая и познавая себя, он приобретает стержень, который будет основой его личности всю жизнь.

Попробуйте новый формат. Начните с консультации. Записаться на нее можно любым удобным способом:

1. Оставить заявку через форму обратной связи на сайте школы
2. Позвонить по телефону +7(495)-320-06-40
3. Написать на study@dubravushka.ru
4. Написать в WhatsApp
+7(985)2279772

Читайте также: Прокачиваем soft-skills в летнем лагере в Подмосковье