Найти тему
Школа для жизни

Прокачиваем soft-skills в летнем лагере в Подмосковье

Оглавление

Мягкие навыки (soft-skills) непосредственно влияют на успеваемость ребенка, укрепляют уверенность в себе, помогают осознанно подойти к выбору будущей профессии. Детский лагерь - удобная площадка, для того, чтобы наверстать развитие мягких навыков у ребенка. Расскажем, как мы делаем это в нашем летнем лагере "Дубравушка".

1. Учим общаться, понимать свои чувства и чувства других

Софт-скиллз помогают детям развить уважение к другим и умение слушать и понимать чувства и потребности окружающих.
Софт-скиллз помогают детям развить уважение к другим и умение слушать и понимать чувства и потребности окружающих.
  • За счет чего тренируем: "свечки" и тематические вечера

Создаем очень красивую атмосферу, подбираем необычные механики для выражения чувств и эмоций, ответов на ключевые вопросы.

Особенности: Подбираем вопросы под возраст, с учетом потребностей и запросов возраста + создается безопасная атмосфера (вводятся правила поведения, правила предъявления своего мнения и правила поддержки другого).

  • За счет чего тренируем: рефлексия

Каждый вечер в лагере выбирается различная форма рефлексии, соответствующая возрасту. Это помогает выражать детям свои чувства, концентрировать главные выводы после дня, структурировать опыт и произносить его или предъявлять другим. Дети учатся предъявлять вслух/показывать/рисовать/выражать в движении свои чувства и получают позитивное подкрепление от других детей.

Особенности: Рефлексия становится каждодневным ритуалом, в связи с этим формируется привычка задавать себе вопросы про прошедший день. Вопросы формируем в стиле: что было самого полезного/интересного/что для меня явилось открытием/что я прожил сегодня.

2. Оттачиваем умения работать в команде и сотрудничать

Софт-скиллз помогают развить навыки сотрудничества, коммуникации и умения принимать решения в группе.
Софт-скиллз помогают развить навыки сотрудничества, коммуникации и умения принимать решения в группе.
  • За счет чего тренируем: отрядные мероприятия.

Отрядные мероприятия проводятся каждые 3-4 дня в лагере. Они представляют собой 40-50 минутные задания/ролевые игры/квесты, организованные только для одного отряда. В течение всего мероприятия отряд делится на мини-команды (обычно не более 8 человек) , чтобы была возможность коллегиально принимать решения и влиять на результат работы команды.

Особенности: для разделения на команды привлекаются психологи,команды делятся и распределяются исходя из потребностей возраста, эмоциональной потребности ребенка на данный момент, возрастных запросов.

  • За счет чего тренируем: кластерные дружные игры и отрядные мероприятия.

Мероприятия игрового формата, где модератор/ психолог/тренер проводит игру для сближения и сплочения детей. Используются форматы интервью, обсуждения личных интересов, игры на угадывание и отыгрывания ролей. В рамках игр за 30-40 минут дети получают возможность как выразить свою точки зрения в большой группе (до 50 человек), так и отыграть определенную ролевую модель (в случае с ролевыми играми), также научаются в мини-командах строить взаимодействие и стратегию для победы в общей игре.

Особенности: такие мероприятия проводятся после согласования с психологами, а также при проработке формата мероприятия . То есть, форма подбирается под запрос конкретного возраста и конкретной динамики в корпусе.

3. Развиваем эмоциональный интеллект

Софт-скиллз помогают в улучшении отношений с другими людьми, принятии эмоциональных решений и общем самопонимании.
Софт-скиллз помогают в улучшении отношений с другими людьми, принятии эмоциональных решений и общем самопонимании.
  • За счет чего тренируем: экран настроения

В каждом корпусе есть инструмент отслеживания своего состояния и настроения каждый день. Вечером после рефлексии вожатые предлагают отследить и заметить свои эмоции, а также отразить их на экране. Для психологов это диагностический инструмент, так как экран настроения - пофамильный. Это позволяет психологам оперативно отслеживать эмоциональную динамику каждого ребенка в корпусе.

  • За счет чего тренируем: экваторная свечка

Проводятся всегда в интересных локациях, пространствах, с применением необычной механики (необычно дойти, принести предметы, развязать узлы, переставить шахматные фигуры, отметить на карте места). Задача данных свечек - помочь выгрузить переживания в приемлемой форме, а также сконцентрировать внимание на самых успешных и важных событиях и эмоциональных моментах смены.

Особенности: формат и ключевые вопросы подбираются под запросы корпуса, таким образом, получается возможность выразить свои чувства в заданных рамках + осознать свои чувства по поводу прошедших этапов смены.

  • За счет чего тренируем: Закрывающее отрядное мероприятие, чемоданчики и прощальная свечка

Серия мероприятий, направленных на фиксацию детей на чувствах и эмоциях, прожитых во время смены. Также мероприятия позволяют вернуться в этапы смены, чтобы еще раз оценить, какие выводы, опыты были прожиты в каждом этапе смены. Для этого используются фотографии , которые вожатые делают в течение смены, а также собранные артефакты.

Особенности: для планирования мероприятия привлекается психолог или опытный методист лагеря, который позволяет наилучшим образом закрепить эмоциональный опыт, полученный в лагере.

4. Тренируем стратегическое мышление и планируем время

Софт-скиллз такие как, управление временем, решение проблем, креативное мышление, являются ключевыми для успешной карьеры в будущем.
Софт-скиллз такие как, управление временем, решение проблем, креативное мышление, являются ключевыми для успешной карьеры в будущем.
  • За счет чего тренируем: общая тематическая игра

В течение каждой смены разыгрывается общая тематическая игра, в которой каждый корпус принимает решения для достижения результатов. Основа игры - стратегические игры по добыче ресурсов, развитию территорий или транспортных путей, экономическому развитию предприятий. Дети принимают решения на специальных мероприятиях с вожатыми , где каждый раз происходит обсуждение и обоснования хода своей игры. В рамках утренних организационных собраний внутри отрядов происходит обсуждение стратегии движения в течение дня, способах заработка дополнительных ресурсов для игры и распределении ролей для добычи дополнительных ресурсов.

Особенности: в основу тематической смены закладываются механики современных игр , что делает тематическую смену узнаваемой по механике для детей, но мы используем костюмы, антураж, большие декорации и карты для полного погружения в механику игры.

  • За счет чего тренируем: организационные собрания

Каждое утро в корпусах проводятся организационные собрания - мероприятия, на котором вожатые подводят итоги результатов предыдущего дня , ставят задачи на день и распределяют роли между участвующими

Особенности: вожатые получают задачу каждый раз менять участвующих в задачах, чтобы дать возможность проявить себя каждому члену команды. В средних и старших корпусах используются методы канбана для распределения задач, списки ответственных и сроки исполнения результатов. Таким образом, дети постепенно приучаются к пониманию, что время ограничено и главная задача - верно распределить его и свои ресурсы, чтобы выполнить поставленную /выбранную задачу

5. Развиваем лидерские качества

Умение мотивировать и вести за собой других, принимать ответственность за принятые решения.
Умение мотивировать и вести за собой других, принимать ответственность за принятые решения.
  • За счет чего тренируем: система личностного роста

В лагере "Дубравушка" присутствует система личностного роста, которая основана на системе развития навыков 21 века. Дети получают призы 3 уровней в зависимости от того, каким образом проявляют себя. Система построена таким образом, чтобы набор поинтов был равномерен по всем указанным навыкам. Дети заранее знают категории навыков, ориентиры к выполнению, а также имеют примеры образов результата, как выглядит в реальности и как проявляется тот или иной поинт.

Особенности: мы отслеживаем личностный рост не формально, а индивидуально. Для этого существует отдельный человек, который внимательно следить за результатом каждого ребенка и дает обратную связь вожатым. Если мы видим, что ребенок уже несколько дней не получал поинты личностного роста, мы даем задачу вожатому обеспечить ребенку ситуацию успеха в одном из указанных направлений. Также личностный рост отслеживается по каждому ребенку, исходя из его склонностей и особенностей, а не исходя из средне возрастного результата. Таким образом, ребенок может сам определяться и учиться проявлять свои лидерские качества в одном выбранном направлении или в нескольким выбранных направлениях.

Таким образом, работа над развитием софт-скилз в Детском летнем лагере "Дубравушка" позволит детям приобрести полезные навыки, которые пригодятся им как в учебе, так и в будущей профессиональной деятельности. Если в школе, в которой учится Ваш ребенок, софт-скилз уделяют не так много времени, как Вам бы хотелось, бронируйте путевку, пока еще есть места на некоторые смены.