Более 120 лет назад этот дом выглядел замечательно и уж точно мог соперничать с другими подобными образцами архитектурных построек, возводимых в то время в Екатеринодаре местными купцами или богатыми промышленниками. 26 марта «Блокнот Краснодара» рассказывает об истории и нынешних днях здания на улице Красной, 70.
Сейчас дом является объектом культурного наследия и должен находиться под охраной государства. По крайней мере – если верить табличке, которая по свидетельству общественной организации «Региональная армянская национально-культурная автономия Краснодарского края» была установлена с подачи Краснодарской городской армянской культурной автономии и при содействии Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Фото с сайта "Региональная армянская национально-культурная автономия Краснодарского края"
«Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже Демержиева» был поставлен на государственную охрану в соответствии с законом Краснодарского края «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края» № 313-КЗ от 17.08.2000 г. и решение исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов «О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края» № 615 от 23.12.1987 г.
Из Нахичевани в Екатеринодар
Для того чтобы ответить на вопрос, кто такой Демерджиев и причем здесь армянская культурная автономия Краснодара, необходимо вспомнить, что в июне 1867 года, 156 лет назад, произошло событие, круто изменившее статус тогдашнего Екатеринодара – были утверждены Правила для заселения и управления города Екатеринодара Кубанского казачьего войска.
Если до этого город фактически был закрытой военной крепостью с малым количеством населения, то новые Правила разрешали селиться здесь представителям всех сословий Кубани, Российской империи и даже иностранцам. Желающих переехать в Екатеринодар оказалось очень много, город притягивал людей выгодным географическим положением, плодородными почвами, мягким климатом.
Население города быстро росло, и к концу 19 века он становится экономическим, торговым и культурным центром Кубани и всего Северного Кавказа. Во многом этому способствовала и предприимчивость купцов, прибывших в Екатеринодар с самых разных уголков России.
На рубеже 19-20 веков в городе обосновалось нескольких кубанских армян-купцов, богатых людей. Все они вели торговлю, держали собственные магазины, лавки.
Переселенцем из Нахичевани-на-Дону (ныне это часть Пролетарского района Ростова-на-Дону) был купец армянского происхождения Демержиев.
Каспар Аведикович Демержиев поселился в Екатеринодаре на улице Красной. Его жизнь не была наполнена какими-то выдающимися или компрометирующими его событиями. Будучи одним из богатейших купцов города, вместе с семьей он жил в комнатах над своим мануфактурным оптово-розничным магазином. Вел торговлю через собственное «Товарищество К. А. Демержиева».
В 1913 году Каспар Демержиев ушёл из жизни. По свидетельствам очевидцев, после отпевания и выноса тела из армянской церкви по Красной тянулась траурная процессия. Гроб с телом пронесли до Всесвятского кладбища, где на армянском участке Демержиев был похоронен. Наследниками стали его жена и сын. Впрочем, торговое предприятие Демержива просуществовало лишь до прихода советской власти. Дом у Демержиевых был отобран, а их самих выселили и о дальнейшей судьбе их семьи ничего не известно.
Однако до настоящего времени сохранился Список армянских торговцев и промышленников города Екатеринодара, пожертвовавших денежные средства на нужды Первой мировой войны (июнь 1917 г.). «Товарищество К. А. Демержиева» стоит на 7-м месте из 44-х.
Модная мебель – любимые игрушки – что дальше?
При этом, возможно, наиболее важным и замечательным вкладом в историю Краснодара со стороны Каспара Демержиева стало строительство им здания по нынешнему адресу Красная, 70, во всю длину фасада которого тянулись две длинные вывески с надписью «Каспаръ Демержиевъ».
Возникновение этого основательного кирпичного домовладения датируется 1890 - 1900 годами. В любом случае, в 1908 году дом уже существовал, что подтверждают фотографии того времени.
Специалисты отмечают, что дом был выдержан в стилистических приёмах эклектики. Здание имело украшение в виде лепнины между окнами второго этажа и обрамление оконных перемычек из лепных цветочных гирлянд, свисающих по бокам оконных проёмов. Под окнами располагались ниши, заполненные прекрасным орнаментом.
Реклама в те давние годы на здании выглядела как лаконичная ажурная вывеска на крыше и гармонично сочеталась с архитектурным обликом фасада, не выпячивалась и не подавляла элементы великолепного декора на пилястрах, над оконными проёмами и карнизами второго этажа.
К важной особенности здания следует отнести, что оно замечательно сочетало в себе функции торгового и жилого дома. На первом этаже располагался большой торговый зал, контора магазина, подсобные помещения и склады. При этом, если верить тем же описания и фотографиям, товары в магазине были выставлены в огромных остеклённых витринах. А мебельный магазин армянского купца Демержиева был одним из самых модных в Екатеринодаре.
В начале двадцатых годов в этом доме размещался областной архив и архивное управление. Здесь же устраивались выставки, посвященные революции, а затем в 1922 году открылся Кубанский музей революции.
В советский период в бывшем доме купца Демержиева открылся магазин «Игрушки», в какое-то время пользовавшийся большой популярностью. Однако вскоре и игрушки стали мало интересны гражданам Краснодара… Здание было поделено между арендаторами, всякие примитивные вывески и коробки кондиционеров отнюдь не радуют глаз, старинные декоры утеряны…
И у многих людей складывается впечатление, что сейчас, в начале века 21-го, здание на Красной, 70 в Краснодаре, выглядит хуже, чем «Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже Демержиева» в Екатеринодаре начала века 20-го.
При этом государство, в лице, прежде всего, администрации Краснодара, должно здание охранять и защищать… Не получается? Почему?
Людмила Клубникина