Найти тему
Добрый Аудиофил

Audio CD Нейтив Плеинг Мод - или что на самом деле записывали на Компакт Диск в режиме Аудио ЦД

Всем Доброго Аудиофильского!!!

Вот знаете парадокс такой. Инженеры-Антиаудиофилы называется.

Я тут вчера чисто случайно в комментах на канале ENSEMB дискуссию развел.

Если, что я там все зачистил. Следов моего пребывания там нет. Хотя ответы, что писали в мой адрес сохранились.

Там дело было так. Сам Блоггер Наш Любимый - он взял да и тестер обругал. Причем тестер интересный. Он у меня у самого в корзине лежит на Я.Маркете. Ждет момента.

В общем претензия была, что он выключается сам. Пищит перед этим и вырубается. И мол гадость он от этого несусветная. Если бы еще и не пищал, Дядя Саша написал, что он бы его АП СТЕНКУ. Хотя это я уже перефразирую его слова. Но близко по тексту.

В общем меня чет передернуло и я гневную тираду написал. Мол там кнопка Холд есть. Возьми и просверли дырочку да Мини-Джека поставь. И дальше чем хочешь тем и управляй ей. Хочешь по голосу, хочешь этим же микрофоном по писку, а хочешь и по взрыву конденсатора показания на дисплее холдить будет.

Дядя Саша мне ничего не ответил на это. Но там был другой комментатор - он этот тестер обозвал по чем зря. Пришлось выступить в защиту аппарата!!!

Ну и мы с ним сцепились.

Ну не так сильно, как я хейтеров у себя на канале гоняю. Тут я сдерживался.

Но вот парадокс. Человек этот. Он как будто по скрипту шел. Я вроде ничего такого не пишу. Все жесткое, если вдруг пишу, то вычищаю перед нажатием на отправить. Одно сообщение вообще 2 раза писал, и удалял.

А он в конце взял да и заявил, что у меня потребность всех в лужу носом тыкать.

Причем это было на фразе, "Вам батенька на Кипр надо с таким подходом".

И вот чего человеку не понравилось??? Я его туда где солнышко и море плещется. А он в ответ, что его носом в лужу.

Ну и где ты ЛУЖУ НА КИПРЕ НАШЕЛ?????

Просто там на Кипре такая тема. Там если вы ремонт техники откроете, и все качественно почините, но ничего не расскажете про технику полезного клиенту, он к вам больше не придет, и еще будет всем вокруг говорить, чтобы к вам не ходили.

У них жажда знаний в менталитете. Там даже над Блондинкой В Автосервисе поржать не получится. Вы как владелец сервиса должны ей знания прокачать, а не шутки травить, и разводить на заплатку для дырки на выходе выхлопной трубы. Там это не прокатит. Там вы должны про ЦИКЛ КАРНО и его разницу между Адибатным и Изотермическим процессом рассказать. Причем так рассказать, чтобы она поняла.

А тут мужичок говорил, что над Полицеским Молодым поржал. Тот спросил какой басовик к усилителю, который ему на ремонт принесли, купить. Он сказал, чтобы сопротивление было больше 2х Ом.

На что его переспросили, 2 Ома - это сколько Вольт?

Ну блин. Чувак мог Полицеского Себе В Крышу Записать, а он его послал к установщикам сабвуферов в автомобили.

Нашел над кем ржать.

Я ему предложил платку еще на 5ти кт3102 собрать, чтобы регулировать бас от режима мощный, но мягкий качЪ, до лупит так, что все пацаны на районе подпрыгивают.

Но видимо не тому Инженеру-Антиаудифилу тему предложил.

Чувак ТАКОГО КЛИЕНТА упустил... Прям вот даже обидно!!! Мог и бренд своей конторы прокачать, и связи укрепить.

А он обиделся, что я ему на Кипр предложил...

Ну да ладно. Его дело. Я от канала Энсемб отписался. Там еще один комментатор задирался. Я с ним парой сообщений перекинулся и он куда-то пропал. Но там вообще задиристость класса дилетант в Аудио-Электронике.

В общем я решил, что не надо мне туда. С теми комментаторами - я вдруг понял, что каждый блоггер собирает вокруг себя СВОЮ аудиторию. А она СВОЯ по психотипам.

И я понял, что пусть собирает. Я буду знать, с кем мне общаться не стоит. А то 6 часов на человека потратил. А он слился по скрипту. Причем с полным игнором эмоций в моих сообщениях. У него уже свой скрипт на тему ведения диалога. На 10м сообщении нужно собеседника обозвать.

Пусть Дядя Саша собирает их таких вокруг себя. Мне удобнее!!! Просто буду заранее знать, с кем не работать. ОН МАГНИТ по психотипам!!! Полезный Магнит!!! Признаю!!! Польза есть!!!

Кстати. А есть желающие помочь паяльником? У меня тут пара схем в макетку просятся. Я их в эмуляторе расчитал, а вот собрать - переутомление у меня. Руки не слушаются. Мне монтажник нужен.

Правда бюджетов нет. Были бы уже давно бы нанял. Вот на честном интересе есть желающие участие принять? Нужен монтажник, которому интересно ковыряться со звуком.

***

Ну а сегодня у нас тема. У нас же еще и Цифровая Обработка Сигналов на канале наметилась.

А потому про Цифровые Сигналы нам нужно прилично так изучить.

фото отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%82-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA

В общем история.

Изначально был Лазер Диск.

Родился в 1978м.

Там было 3 типо-размера.

1. 12 дюймов - как Винил.

2. 10 Дюймов - как Винил, что детские сказки.

3. 5.25 дюйма - ну как Компакт Диск.

На 3й писали так же Аналоговое Видео и Аналоговый Звук.

Но там всего 5 минут помещалось.

И вот этот самый носитель. Один в один, с этим же лазером, и стали использовать для записи Аудио ЦД.

Это как Аудио Кассету для записи игр для компа.

Ну или Винил. Кстати на нем ведь тоже программы издавались. Причем и на Гигантах, и на гибких для компьютерных журналов.

В общем Аудио ЦД сделали.

И это не ДАТА ЦД. Совсем Совсем не ДАТА ЦД.

Это важно.

Дело в том, что АУДИО ЦД имел выход полезного сигнала. Цифровой. Не на всех плеерах он был. Но он в стандарт заложен. И заложен туда с целью функционального расширения возможностей носителя.

Т.е. не только для Аудиофильского ЦАПа, и копирования музыки на ДАТ магнитофоны.

Но и для альтернативных декодеров. Причем в первую очередь именно для них.

Т.е. ЦД плеер крутит диск. А с этого выхода сигнал идет на декодер, и там уже сигнал с него куда-то идет.

И вот что у нас было в этом режиме?

Что туда на этот диск записывали?

Ну давайте пройдемся по списочку. Он длинный.

1. Аудио ЦД.

Ну тут все ясно.

Ну вернее как. Кажется, что ясно.

А по факту, что там за поток данных на полезном сигнале?

А давайте разберемся?

Итак у нас 1.5 МегаБИТ в секунду. С... Внимание!!! Допуском на ошибки до 10 процентов.

Т.е. транспорт будет считывать данные без сбоя следящей системы по времени, и без выдачи сообщений об ошибке, при 10 процентах ошибок.

При этом штатно транспорты делятся на несколько категорий.

1. В большинстве переносных плееров, даже с Цифровым Выходом - 5 процетов.

2. Бюджетные ЦД плееры домашние в т.ч. музыкальные центры - 3 процента.

3. Компьютерные приводы 2 процента ошибок

4. Профессиональные транспорты с клемпом - 0.5 процента ошибок.

Для Формата Аудио ЦД считывание без ошибок технически не возможно.

Для формата Дата Цд введено дополнительное шифрование Рида Соломона позволяющее получить 100 процентное восстановление кода при 3х процентах ошибок чтения.

2. Video CD

Это такая штука. Это МПЕГ 1 на Видео ряд, и MPEG Layer 1 для звука.

Этот поток данных расчитан на то, чтобы его в режиме обычного Аудио ЦД воспроизводить, а по СПДИФ выходу поставить декодер, что выдаст видео и звук на телек.

При этом и смена эпизодов так же реализована как смена треков.

3. Enhanced CD

Этот формат чудной.

У него первый трек - это ДАТА ЦД.

Там данные для компа. Например клип какой записать могут, или фоточки.

А вот дальше уже идут треки, что АУДИО ЦД,

Дело в том, что ЦД плеер не отличает Аудио ЦД от ДАТА ЦД.

И по большому счету ДАТА ЦД может траслироваться в потоковом режиме.

По логике вещей сюда и Видео ЦД записан может быть. Но реально я видел диски только с данными для компа.

Например игра GTA 1. Там софт на первом треке, а дальше еще 10 треков с музыкой, что фоном мурлыкает во время экшона.

4. CD+

Этот формат хитрый. Требует и драйвера специального в компе, и прошивки в приводе.

У меня лично такие диски стали открываться на компе, только когда пришла Винда уровня Миллениум, а привод в компе оказался пишущий.

До этого я сменил 3 компа, и ни один из них CD+ не видел. 5 лет диск своего часа ждал.

Фишка в том, что Аудио ЦД там данные от центра диска наружу. А данные для компа на ЦД+ они снаружи диска и к центру.

И вот этого дела. В общем диск у меня такой есть. Там клип оказался... Но сложностей считывания.

Зато дешевый ЦД плеер диким треском в колонки не разражатеся. Да и номера треков не сбиваются.

5. HDCD

История тут такая. Звукорежиссеры стали жаловаться, что 16 бит им для работы мало. Вот не хватает и все тут.

Они привыкли некоторые проблемы сведения решать умеренным перегрузом пульта. А тут проблема. Он грузится совсем не так. Резко и в лоб.

Отсюда и пошли эти логотипы про AAD-ADD-DDD на каком пульте сводили. Цифровом или аналоговом?

Но инженеры-что-нормальные-про-звук. Они взяли да и 20 бит сделали.

И пульт и многодорожечный магнитофон.

Остались те же 44 кГц дискретизации. Но вот 20 бит.

Звукорежиссерам понравилось.

Но надо ведь было это как-то издавать.

Придумали следующее.

8 нижних бит передаются без изменений. А вот верхние. Там как. Там примерно как на DBX на катушках, кассетах и Виниле. Да и Долби Тип А похожим методом работает.

Обычно звук или плавно нарастает, или плавно спускается.

А если у вас сначала уровень 10го бита, а следующая выборка резко 9й бит. - то декодер понимает, что надо выдать бит 9+. В реальном звуке таких перпадов не бывает. А тут вот контрольный импульс.

Ну и дальше это все в 20 бит на ЦАПе перестраивается.

При этом если такую запись воспроизводить без декодера - ну там вылезет на 22 кГц модуляция шумов. Но кто ж ее услышит?

Одна проблема. Шум есть. Модуляция есть. Интермодуляция в Аналоговых Частях тракта тоже. И вот она уже портит детальность звучания. Причем по большей части даже уже в УНЧ. На силовых каскадах.

И тут возникло 3 способа воспроизвести такие диски.

5.1. Напрямую как Аудио ЦД

5.2. Декодировать и выдать на 20битный ЦАП внешним блоком.

5.3. Если у вас плеер например уже умеет воспроизводить МП3, то процессор там мощный. Он может ЦАПа-то и нее имеет на 20 бит. А вот отфильтравать коммутацию ХДЦД может. Что все таки тоже улучшает звучание.

6. К2 Super Coding

Тут такое дело. У Цидюковой Цифры 2 проблемы со звуком.

Шаркают тарелки и нет воздуха на верхней середине.

Причем шаркают тарелки по вине недостаточной частоты дискретизации.

А вот воздух пропадает по вине недостаточной глубины квантования.

И тут вдруг оказалось, что на 20 бит ВОЗДУХ Вернулся.

Причем самое странное, что при фильтрации ХДЦД для 16ти битного ЦАПа он тоже появляется.

Ну умельцы из JVC и смекнули. А давайте мы ХДЦД отфильтрованный сразу на Аудио ЦД запишем?

Ну вот так эти К2 и появились.

Ну вернее там несколько иначе это все было. Но суть та же 20 бит перекодированы в 16 правильным математическим путем.

7. XRCD

Та же JVC.

Они решили попробовать 96 кГц пересчитать на 44 кГц. Им после К2 понравилось. Решили и частоту дискретизации пересчитать.

Там ведь как. Воспроизвести сигнал правильно на 44 кГц можно, если его правильно сформировать.

Ну вот и попробовали.

Получилось чуть чуть резче, чем на 96 кГц в оригинале. Но ооочень близко именно к этим 96 кГц.

У меня есть такие диски в коллекции.

8. XRCD32

Те же JVC.

Вот ни разу не Аудиофильская Компания. А вот нате. Им процесс обратного пересчета понравился.

На этот раз они взяли 192 кГц и 32 бита.

И пересчитали их на 44 кГц и 16 бит.

Звучит так, что почти не отличить от исходных 192 кГц. Чуть пожестче конечно. Но блин. 176 кГц точно вывозит.

Я в своем курсе ЦОС буду разбирать этот метод пересчета. Ну чтобы Хай Рез из смартфона получить.

Курс-то идет. Ученики занимаются. Мы там сразу Винловую Вертушку кодить начали.

А она ведь должна и 44 кГц правильно перекодировать. Ну как СОНИ в 90х на 1.2 Мегагерца и 50 Бит математику восстанавливали(сейчас эта технология на Топовых Маранц стоит). И потом назад по методу ХРЦД32 в 44 кГц это дело правильно закатывать.

9. SHM-CD

Штука интересная. Существует в 2х видах.

В виде изначально супер-просветленного пластика для Компакт Диска.

И в виде специальных наклеек изменяющих угол полного внутрненнего отражения лазера.

Суть в том, что лазер попадая на диск под некоторым углом пускает засвечивающий луч по поверхности. Он снижает контраст, что вызывает ошибки чтения.

А мы помним, что их 4 процента на бюджетной технике.

Так вот этот хитрый метод снижает их на 2 процента. Убирается засветка из зоны чтения.

10. DTS-CD

Помните на Виниле было квадро?

Так вот на Аудио-ЦД было 5.1

Совместимости в обычным Аудио тут нет. Воспроизведение только через декодер. По факту тут МПЕГ Лайер 1 на 512 килобит в сек на 2 канала и 3 потока.

Это же дело применялось на ДТС дорожках для фильмов в кинотеатрах. Синрхокоды на пленке, а источник звука 2 диска в этом формате.

11. DSD mastering (for Audio CD)

Тут какая история.

Все мы знаем, что ЦАПы бывают 2х видов.

11.1. Мультибит. Когда значение амплитуды выставляется по битам пришедшим на вход.

При этом частота дискретизации тут 44 кГц.

На этой частоте такие ЦАПы генерируют много паразитных гармоник коммутации.

Инженеры-Антиаудиофилы фантазируют, что их потом отфильтровать можно.

А по факту пойди отфильтруй 4ю гармонику от 50 Гц. Она в на средних частотах. Как ты ее оттуда вырежешь??? А если на 250 Гц? Как ее вырезать из реального звука?

По факту это все не фильтруется. А только Маскируется Аудиофильскими Решениями. И никак иначе.

11.2. Сигма-Дельта.

Толковые же инженеры искали пути решения проблемы.

Тем более, что у Мультибита есть еще одна проблема. А именно нарушение линейности шага амплитуды от бита к биту, при нагреве резистивной матрицы. Да и точность матрицы цену на микросхему определяет.

В общем Инженеры придумали следующую штуку.

У вас есть некоторое фиксированное приращение и убавление. Есть конденсатор который запоминает уровень заряда, и его держит до следующей выборки.

Выборок при этом стало не 44, а 44 умножить на 16. И теперь на выходе и частота дискретизации такая, что все шумы коммутации улетели в ультразвук уровня космос, и стабильность при нагреве.

При этом поток данных, приходящий на такой Сигма-Дельта ЦАП назвали DSD.

Изначально в эпоху АУДИО ЦД было как. АЦП шпарил на свои 16 бит и 44 кГц.

А ЦАПы в плеерах были или 16 Бит или во всю переднюю панель в 90х фраза 1-Bit DAC.

Но ведь у АЦП та же проблема с тремостабильностью? И ценник тоже от точности производства матрицы зависит.

А потому и на записи придумали АЦП по системе СИГМА-Дельта.

Ну и понятное дело, этот DSD поток с такого АЦП нужно было для АУДИО ЦД перекодировать в 16 Бит и 44 кГц.

Что и делали.

На Аудио ЦД были и АЦП и ЦАПы 2х видов. Как мультибит так и Сигма-Дельта.

Потом появился SACD куда стали нативно писать DSD поток с АЦП. При этом и по нормативам только такой АЦП там можно применять.

В отличие от Хай Рез на Blue Ray и прочих Флако-Стимингов - где допустимы оба вида АЦП, и нет требования указывать какой именно был использован.

Но у ДСД есть проблема. Он всегда имеет Эквивалентную РСМ частоту на 20 процентов ниже, чем Хай Рез на 192 кГц. Т.е. эквивалетный ДСД будет на 176 кГц и это имеет некоторый слышимый окрас на ВЧ, которого нет на 192.

12. Blue-Spec CD

Это такая история. Из серии попытка снизить искажения, на бюджетных транспортах.

Решили Синим Лазером от Блю Рея нарезать болванки для Аудио-ЦД, с которых тираж делали.

При этом издавали в этом виде только электронику всякую. Ни одной попытки записать Джаз, особенно Трио с активно шуршащими тарелками. Никто на это не рискнул.

Это как DMM на Виниле.

Вернее ДММ - этот тот формат, что с просветленным пластиком.

А вот этот - я даже не знаю, что это. Особенно с учетом того контента, что тут был издан.

Но попытка была. Вероятно и показатели ошибок ниже были. Вот только контента не было, чтобы это услышать.

13. Аудио ЦД/ДВД-R

Это отдельная история в духе ЦД+.

Только в этот раз этот ПЛЮС был на втором слое, который распознавали ДВД плееры. И там уже было Видео.

14. Аудио-ЦД/ДВД-L в режиме SACD

А вы думали на каком носителе SACD писали? Это был тот же ДВД. Только режим вращения диска в обратную сторону. Не по часовой стрелке, а против. Если сверху на него смотреть.

А вот относительно стороны считывания данных, вращение стало как на Виниле.

Этакая хитрая эзотерика. Сидюк ведь крутится не в ту сторону.

При этом была и хитрая защита авторских прав.

Пойди найди привод для компа, что умеет мотор в обратную сторону крутить? Не было таких.

Привод такой был один. В одном системном блоке модного дизайна.

Там был процессор от АМД. Такой же как в компах. Топовой мощности. Там была видюха от Радеон. Тоже на АМД проце. И привод, что умел считывать ДАТА ЦД/ДВД и при том в обе стороны.

Это была СОНИ Плейстейшн. У нее тогда кроме игр были режимы воспроизведения всего и вся. Замена всем плеерам разом. Сам к покупке рассматривал. Аппарат все в одном.

И вот умельцы туда Линюх ставили. И считывали данные.

А плееры некоторые, как выяснилось умеют читать SACD-R. Ну т.е. когда образ один в один записан с SACD-L, приводом, что крутил диск в режиме R.

Кстати эти буквы R и L это из мира спутниковой связи. Там есть 4 вида поляризации передаваемого сигнала. Вертикальная, горизогнтальная, и 2 круговых. Правая и Левая. Вот эти поляризации перекочевали и на ДВД.

***

Вот такая сегодня история вышла.

Я вроде бы на отдыхе. И отдых рукам положен.

А меня вот пробрало. Очередной саботаж отпуска.

***

Вы можете поддержать канал четырь... четыре... НЕСКОЛЬКИМИ путями.

1. Помощью в монтаже.

2. Денюжкой на то, чтобы нанять монтажника - ее можно прислать сюда https://pay.cloudtips.ru/p/134e887b

3. Просто от души прислать сюда ПОНЧИК(Dunat) https://pay.cloudtips.ru/p/134e887b

4. Прислать сюда свой Аудиофильский Вопрос https://pay.cloudtips.ru/p/134e887b написав его в комментарии к ДОНАТу(Donate), работает в случае суммы доната 300 рублей и выше. Вы получите ответ в виде отдельной статьи.

А если Донат будет на 5000 и более рублей и вы свое Имя укажете, и Повод с каким вас поздравить, то еще и поздравление получите.

***

Спасибо, что дочитали!!!