Судьбы самолетов памятников часто весьма необычны. Вот и проезжая на днях мимо аэродрома Ермолино, наше внимание привлек весьма нечасто встречающийся на памятниках военно-транспортный самолет Ан-12.
Причем машина попавшая на постамент, имеет весьма интересную историю и послужной список. Ан-12БК-ППС, а проще говоря постановщик помех, был выпущен на Ташкентском авиационном заводе в 1971 году. Заводской номер 01348001. С завода, самолет отправился в город Шауляй, где в советское времябазировался авиационный полк радиоэлектронной борьбы. По тем временам вполне серьезный самолет. Но его жизнь в ВВС СССР была весьма недолгой. В 1976 году, самолет был передан в одно из самых закрытых в то время предприятий радиопромышленности СССР, НПО Взлет. В то время им руководила прославленная советская летчица Валентина Гризодубова, а в дальнейшем предприятие было названо ее именем. НПО занималось испытаниями систем радиолокации , РЭБ, лазерных систем и прочих, весьма секретных изделий, которые в дальнейшем использовались, как в ВВС, так и в ракетной технике. Известно, что этот Ан-12 был переоборудован в летающую лабораторию и принимал участие в разработке РЭБ для ракетных комплексов ОКА-У и Искандер. В качестве лаборатории он летал до 1992 года. В то время уникальное предприятие было оставлено без финансирования и все самолеты, (а на момент развала СССР, НПО Взлет имело в своем штате более 60 самолетов и вертолетов), уникальная авиатехника начала распродаваться, и выполнять грузовые рейсы по всему земному шару. При этом дорогостоящее испытательное оборудование просто выбрасывалось. Ан-12 БК-ППС, переданный в авиакомпанию-живопырку Ермолинские Авиалинии, в 1993 году был поврежден и в связи с отсутствием средств на ремонт, был раздербанен на запчасти и оттащен в заросли за стоянкой НПО. Спустя много лет, в 2017 году ветераны НПО, авиации РВСН и авиации МВД добились решения о восстановлении давно разграбленного и заброшенного самолета. Вырубив кустарники, самолет вновь переместили на стоянку и начали ремонтные работы. Огромную роль в сохранении Ан-12 сыграли военнослужащие в/ч 3694, в сложнейших условиях под руководством подполковника Зраевского И.П., при активной поддержке командования полка и муниципалитета города Балабаново: Судакова С.А., Парфенова В.В., Галкина С.А. и Филатовой Н.С. за
два года самолет был восстановлен и установлен перед въездом на авиабазу бизнесменом Свериденко С.В. В августе 2019 года самолет-памятник был торжественно открыт. Он стал первым из экспонатов установленных перед въездом на аэродром Ермолино.