Найти в Дзене
Цифровая родословная

Предки в списке сменивших вероисповедание и почему лютеране массово переходили в православие

Что меня очень удивило, это то, что наши мигрирующие предки не в России перешли в православие, а оказались прихожанами православных приходов еще в Лифляндии. Как только я увидела запись о рождении прапрапрадедушки Михаила на русском языке и в метрических книгах привычного вида, я очень обрадовалась. Видимо, я догадывалась, что меня ждет дальше, но пока все легко и интересно. Православные в Лифляндии 8 ноября 1848 год - запись о браке! Сейчас все стараются устроить свадьбу летом, а тогда - поздней осенью после сбора урожая, когда можно позволить себе отдохнуть. Жених Мызы Клингенберг деревни Местер крестьянский сын Иларион Блюм православного вероисповедания 30 лет Невеста той же мызы деревни Калне Керакс крестьянская дочь девица Мария Вейтман, православного вероисповедания 26 лет. Но более ранние записи, которые я находила, были в лютеранских книгах. Причем православные метрики начинаются на сайте только с 1847 года, надо посмотреть, нет ли там упоминаний наших фамилий. Я еще никогда н
Оглавление

Что меня очень удивило, это то, что наши мигрирующие предки не в России перешли в православие, а оказались прихожанами православных приходов еще в Лифляндии.

Как только я увидела запись о рождении прапрапрадедушки Михаила на русском языке и в метрических книгах привычного вида, я очень обрадовалась. Видимо, я догадывалась, что меня ждет дальше, но пока все легко и интересно.

Православные в Лифляндии

8 ноября 1848 год - запись о браке! Сейчас все стараются устроить свадьбу летом, а тогда - поздней осенью после сбора урожая, когда можно позволить себе отдохнуть.

https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:4:12:2051:2158:11741#&gid=1&pid=180
https://www.raduraksti.arhivi.lv/objects/1:4:12:2051:2158:11741#&gid=1&pid=180
Жених Мызы Клингенберг деревни Местер крестьянский сын Иларион Блюм православного вероисповедания 30 лет
Невеста той же мызы деревни Калне Керакс крестьянская дочь девица Мария Вейтман, православного вероисповедания 26 лет.

Но более ранние записи, которые я находила, были в лютеранских книгах.

Причем православные метрики начинаются на сайте только с 1847 года, надо посмотреть, нет ли там упоминаний наших фамилий. Я еще никогда не видела таких метрических книг - там в большей части записей о рождении самих этих записей нет! А есть записи о переходе в православие!

-2

И вот нашлись даже наша Мажа (мать Михаила) 26 лет и ее мать Трина 50 лет:

Мызы Клингенберг крестьянина Якова Вейтмана православного (вероисповедания) жена и дочь присоединены из Лютеранского к Православному вероисповеданию, и Миропомазаны с Наречением имен: Екатерина, Мария.

О, теперь мы знаем даже, что по женской линии далекого прадедушку пятой степени, если так можно выразиться, звали Яков.

1051 страница перешедших в православие

Про отца Михаила - Илариона (он же Лаур до перехода в православие, он же Лаврентий после переезда в Псковскую) - я такую запись не нашла, но в браке он уже православный.

И мне посоветовали посмотреть "Ведомость о присоединившихся из лютеранского вероисповедания к православию крестьян 1848-1855" - это печатная книга с 1051 листом!

И я там нашла Лаура, одного, без родителей - имя указано - Лаврентий. Почему его именовали Иларион после крещения и после переезда в Россию, до сих пор неясно.

-3

Почему перешли в православие

В середине 19 века крестьяне в Латвии были абсолютно бесправными, им было некуда жаловаться. Лютеранские кирхи не помогали им, а были на службе у помещиков, у входа к ним стояли позорные столбы и скамьи для наказаний, и церковные корчмы, чтобы те немногие средства, что имели крестьяне, тоже уходили церкви.

После неурожайного 1841 года крестьяне сильно обнищали и физически не могли выполнять работу в том же объеме, что и раньше, но вместо помощи от помещиков последовали за это наказания - порка.

-4

В 1841 году небольшая группа крестьян зашла к православному епискому Иринарху, который к их изумлению, выслушал их и отнесся по-доброму. Скорее всего, они просили его о переселении во внутренние губернии. На что он ответил, что не может им помочь в этом, потому что это не входит в его компетенцию, и кроме того, они иноверцы.

Весть о добром епископе разошлась по стране и в результате этого разговора и слухов о наделении землей тех, кто перейдет в православие, им было получено до 30 прошений от нескольких тысяч крестьян с просьбами о переселении, жалобами и желанием сменить веру.

Пока не могу подтвердить документально, так как потерялись некоторые данные исследований из-за поломки компьютера, но когда я изучала материал, я наткнулась на то, что крестьяне, которые попали к епископу, были как раз из нашего уезда или деревни! Оставлю это как шаг для дальнейшего поиска.

Нашла! "9 июня 1841 г. несколько латышских крестьян из имения помещика Виттенгофа, кочуя по улицам Риги, случайно забрели за подаянием на архиерейское подворье к епископу Рижскому Иринарху".

Как оказалось теперь, рассказы нескольких крестьян из нашего имения послужили отправной точкой для массовой смены вероисповедания и места жительства.

Это двенадцатая статья из серии про Поиск истоков семьи с забытой фамилией Блюм. Начало можно прочитать здесь.
Предыдущая статья Как я нашла однофамильца, и при чем здесь нейронная сеть Сравни лицо