Если бы меня сейчас спросили в какой стране вам хотелось бы побывать. То я наверное бы всех удивил, сказав Афганистан. Так себе страна для туризма, не правда ли? И тем не менее, я бы поехал в Афганистан, хотя, если честно, страшновато.
И не то, чтобы я какой-то адреналиновый наркоман. Скорее напротив. Мой интерес связан не с желанием пощекотать нервы, так то я человек трусоватый ), а больше с любовью к науке:
- во-первых, по теме военной истории, ведь Советский Союз долгое время там воевал;
- во-вторых, с востоковедческим интересом, Афганистан, как одна из самых сложных для изучения стран мусульманского Востока.
Да и дело не конкретно в моем личном интересе. Все-таки история России, ранее Советского Союза, тесно замкнута на Афганистан.
Афганский синдром
Да, я про войну 1979-89 годов. Сотни тысяч советских человек прошли через службу в этой горячей во всех смыслах стране. А в политологической среде и вовсе существует мнение, что война в Афганистане стала непосредственной причиной развала Советского Союза. Эта точка зрения часто исходит с западных информационных площадок, формируя таким образом максималистский тезис -
Советский Союз проиграл войну в Афганистане, и поэтому развалился.
Возможно западные "мыслители", находясь в плену этого убеждения, таким же образом хотят видеть Украину, как спусковой крючок разрушения государства Российского.
Все это ерунда, конечно. Афганский фактор несомненно повлиял на политические, национальные, культурные процессы в Советском Союзе. Но повлиял, на мой взгляд, прежде всего в мировоззренческом ключе. Афганская война отложилась в сознании миллионов людей на всем постсоветском пространстве. Заставила по новому смотреть на мусульманский мир.
И увы, для многих людей смотреть с опаской, особенно для тех, кто принадлежит к христианской культуре. Других наоборот, Афганистан воодушевил как образец борьбы за свое государство, как пример бунтарства и сопротивления.
В любом случае Афганистан породил некий культурный феномен, отложился в кино, литературе, музыке, военном деле и во многих других областях.
Афганцами стали называть не только самих жителей страны, но и ветеранов афганской войны. Военная форма одежды, которая впервые была введена для советских военнослужащих в Афганистане, тоже получила название "афганка".
Кстати, перед вами фото головного убора той самой афганки. Аутентичная кепка 1988 года пошива. Выдана была моему отцу на рубеже 80-90- х годов, когда он служил в Баку. Форма не ношеная. Лежала дома десятилетия. Ну такое бывает. В армии выдают каждый год новый комплект формы. Если предыдущая еще не износилась, то офицеры продолжают носить старую.
Вот и с этой так получилось. Я сам начал ее носить году в 2019 так по хозяйству, машину помыть или на рыбалку ))) Хотя для меня она представляет реальную историческую ценность. Шутка ли - форме 35 лет. Правда не разборчиво клеймо фабрики, где изготовлено.
Но это так, лирическое отступление. А теперь перейду непосредственно к моим воспоминаниям об этой стране. Прежде чем глубоко ее изучать и писать о ней, нужно подбить некую базу того, что уже знаю, того, что уже есть в моей голове.
Я вспоминаю, тебя вспоминаю...
Я вспоминаю снежный перевал, где выше были только горы
Там редко автомат мой остывал, но часто в кровь разбиты были ноги...
Это строчки из песни, которую я услышал году в 89-м...
Я про Афганистан впервые услышал наверное году в 1983-м. Мне было 8 лет. Отец в то время заканчивал Академию ПВО в Киеве, и помню, как родители часто обсуждали, куда отправят дальше служить. Слышалось про Афганистан, Монголию, еще что-то, как варианты. В результате послали в Польшу на долгие пять лет.
Помню что про Афганистан родители говорили с какой-то тревожностью. Говорили что-то про войну. Я естественно, как типичный пацан - о, ура, на войну поедем? )))
На что мне естественно отвечали - Ты, что дурак?
А я искренне не понимал, ведь война - это же интересно.
В конечном итоге отправили в Польшу, как я уже и сказал, а там как раз тоже было военное положение, его незадолго сняли. Хотя конечно в Польше никакой войны не было.
И тогда же помню, на торжественном собрании, на выпуске из Академии я увидел офицера с Орденом за Службу родине в Вооруженных силах. Я никогда такого не видел, и не знал что это. Спросил у отца, он ответил. А я спрашиваю, а разве сейчас награждают орденами, мирное время вроде. Он ответил, что этот офицер получил орден в Афганистане. Вот тогда у меня логическая цепочка заработала.
А дальше, информацию об афганской войне я черпал из моей любимой телевизионной программы детства "Служу Советскому Союзу". В офицерской среде у нее еще было другое ироничное название "В гостях у сказки". И второй источник об Афганистане - газета "Красная звезда".
Я не помню когда конкретно об Афганистане начали писать более-менее свободно. Мне кажется больше информации стало открыто уже с приходом Горбачева. Но в моей детской памяти такого особого водораздела не было.
Любую информацию об Афганистане я жадно ловил. Одним из первых персонажей - героев этой войны, о ком я узнал, был майор Аушев. Герой Советского Союза, в последствие глава Ингушетии. Его часто показывали по телевизору.
Второй образ афганской войны тех лет - это Михаил Лещинский, журналист. Хотя он не военный, но постоянно вел репортажи оттуда. Я помню его загорелое лицо, тяжелое дыхание от афганской жары. Собственно его "картинки" - это главный визуальный образ Афганистана тех лет, и житья-бытья наших военных, их боевых будней.
Ну и пожалуй, третья известная личность из моих афганских воспоминаний - это генерал Громов, последний командующий ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Мне он тогда, да и сейчас, не казался похожим на типичного советского генерала. Слишком уж он казался интеллигентным, культурным, мягким, доброжелательным.
Помню его выступление по ТВ, то ли какой-то съезд, то ли пленум, где генерал поднял вопрос о выводе советских войск из Афганистана. Возможно я что-то путаю. Как-то недавно искал информацию по этому поводу, но с ходу не нашел, и уже не стал заморачиваться.
Это что касается далеких телевизионных образов. А что насчет живых?
Афганцы: живые и мертвые
Первого живого "афганца" я встретил летом 1988 года. И этот "афганец" был азербайджанцем. Мы ехали вместе в поезде Москва-Баку с семьей к новому месту службы. Я не помню как его звали. Он был очень добродушный, вежливый, мягкий и без ноги.
Совсем не был похож на военного. Да, понятно, он же инвалид, уволен со службы. На нем была модная гражданская одежда. Это же 88-й год, все одевались ярко.
Ехали двое суток, общались с ним в основном мои родители. А я с ним в карты играл. И надо сказать, играл я весьма неплохо. Он меня постоянно хвалил. Он ничего не рассказывал о войне. Сказал только, что подорвался на мине.
По приезду на вокзал в Баку он уже надел свою "афганку", а на ней был орден Красной звезды и нашивка за ранение. Был он прапорщик - артиллерист.
Из орденов именно Красной Звездой чаще всего награждали в Афганистане и офицеров, и солдат.
Уже в Баку те военные, что прибыли из Афганистана, стали встречаться чаще. Они были одеты в афганку. В остальных частях на территории Советского Союза она еще не была принята.
Здесь же в новой школе, в которую я пошел, узнал, что у учительницы русского языка и литературы в Афганистане погиб муж, офицер. Но по ней нельзя было сказать. Очень позитивная добродушная женщина. Да и с момента смерти ее мужа и до моего прибытия в новый класс в новой школе, прошло уже порядочно времени.
Вот как-то так...
И еще. Афганская война, я уже выше говорил, родила целый пласт культуры. И особенно песни - афганская военная лирика. Очень мощный эмоциональный срез нашей военной культуры и менталитета.
Восемьдесят, девяносто, сто,
Что-то ты расщедрилась кукушка
Попробовал спеть