Современное дошкольное образование ставит перед педагогами задачу: организовать образовательный процесс так, чтобы максимально реализовать возможности и интересы ребенка, чтобы он стал активным деятелем, участником познания. Познавательная активность, или любознательность – это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность. Она присуща каждому ребенку, но ее мера и направленность у детей неодинакова.
Решению этой проблемы поможет организация с детьми познавательной практической деятельности с объектами неживой природы. Именно они (песок, камни, вода) – это те объекты, с которыми ребенок сталкивается ежедневно, с ними можно действовать, экспериментировать и самое главное – играть, использовать в продуктивной деятельности. В деятельности ребенок выступит в роли исследователя, обогащая свое сознание не только представлениями о свойствах и качествах объектов, но и сможет понять скрытые связи и отношения в окружающем мире.
Эксперимент (от лат. «проба», «опыт») – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются объекты и явления. Этот метод помогает раскрыть скрытые внутренние характеристики объектов, добыть знания самостоятельно. При экспериментировании информация проходит через множество анализаторов, делает опыт ребенка более прочным и достоверным. Кроме того, работа с природными материалами (песок, глина, вода) благотворно сказывается на психике ребенка – снимается напряжение и тревожность, ребенок получает эмоциональное удовольствие от контакта с ним.
Экспериментирование может быть спонтанным и специальным, но учитывая возраст воспитанников, в первую половину года приоритеты отдаются специальному. Деятельность организовывается планово, перед детьми ставятся определенные проблемы, заранее создаются условия: в группе организуется уголок экспериментирования. Материал удобно систематизировать по разделам «Вода», «Песок», «Камни». В уголок помещаются: сосуды из различных материалов, разного размера и формы; природный материал (песок, глина, камни, ракушки, смена и т.д.); бросовый материал (пенопласт, разные виды ткани и бумаги); мелкие игрушки из различных материалов; сыпучие материалы (сахар, соль, горох, мука и т.д.); приборы-помощники (увеличительные стекла, шприцы без игл, ситечки, воронки, ложки, палочки, лопатки и т.д.); спецодежда (клеенчатые фартуки); карточки-схемы проведения опытов и карточки-символы о правилах работы с материалом.
1. Организация познавательной практической деятельности с песком и камнями
1. Организация игровых упражнений с песком и камнями, которые позволяют воспитанникам познакомиться с природным материалом, выявить характеристики объектов с помощью сенсомоторики, обогатить словарь словами-признаками и словами-действиями, например, «сухой, сыпучий, влажный, сырой, липкий, сыпется, рассыпается, прилипает, сеется, лепится». (Приложение 1)
2. Ознакомление детей со свойствами и качествами природного материала через экспериментальную деятельность, например «Песочный колобок», «Печем куличики», «Сею, вею я песок», «Отпечатки», «Ищем камушки в песочнице», «Камушки – какие они». В результате этих опытов дети знакомятся с основными свойствами камней, песка как сухого, так и мокрого.
3. Организация деятельности для сравнения качеств и свойств одного объекта (песка сухого и мокрого), например («Стряхнем песочек с рук», «Дорога для машин», «Лужицы в песочнице», «Норка для мышки», «Печатаем ладошками», «Кто ходил по дорожке»).
4. Сравнение свойств и качеств разных объектов неживой природы: песка и камней, земли и песка, например («Каменный и песочный домик», «Что быстрее пропускает воду», «Песок, камушки и ветерок», «Подружим камни и песок с водой»).
5. Самостоятельное применение воспитанниками полученного опыта в игровой деятельности с песком: сюжетно-отобразительных и строительных играх «Испеку я прянички», «Угостим Мишку песочным печеньем», «Устроим песочную клумбу», «Построим теремок».
Песок и камни педагог может использовать для организации игр на развитие сенсорных способностей, памяти: «Угадай, что в мешочке» (на ощупь различить песок и камни), «Что в коробочке» (на слух определить, что звучит: камушки или песок, большие камушки гремят или мелкие), «Отыщи игрушку в песке» (на ощупь в емкости с песком найти по просьбе взрослого определенную игрушку или геометрическое тело).
Закрепление представлений о природных объектах проходит в специально-организованной деятельности, например, на занятиях «Такие разные камушки», «Построим норку для мышонка».
2. Организация познавательной практической деятельности с природным объектом «вода».
1. Начальным этапом ознакомления воспитанников с водой является организация наблюдений в природе и в быту: за дождем, лужами, дорожками, состоянием растений после дождя, в процессе гигиенических процедур, обращается внимание детей на то, как вода помогает помощнику воспитателя поддерживать чистоту в группе.
2. Экспериментальная деятельность с водой начинается с кратковременных опытов, направленных на изучение видимых свойств и качеств воды (текучесть «Льется водичка», прозрачность «Что в стаканчике», способность увлажнять предметы «Если мы забыли зонт»).
3. Далее эксперименты направлены на ознакомление детей со скрытыми свойствами воды, и ее способностью влиять на другие вещества и объекты («Будет мыло пениться», «Маленькие поварята», «В какой воде раствориться быстрее», «Куда исчез сахар?»).
4. Организация долговременных опытов формирует у детей представления о взаимосвязях неживой и живой природы, например, «Ты расти, расти, лучок», «Как водичка веточку разбудила», «Превращение гороха».
5. В зимний сезон воспитанники знакомятся с агрегатными состояниями воды (снег, лед), например, «Превращения снежного колобка», «Где быстрее тает снег?», «Можно ли покрасить снег?», «Почему нельзя есть снег?», «Ледяные цветы», «Куда исчезла ледышка?», «Дружат ли снег и вода?».
6. Закреплению представлений дошкольников о воде способствуют игры-имитации, например, «Капельки и их мама тучка», «Как дождинки цветочки напоили», «Кружатся снежинки», сюжетно-отобразительные игры («Купаем куклу Машу», «Кукла Маша испачкала платье», «Научим куклу Машу мыть руки»), игры с водой, например, «Поймай рыбку», «К кому плывет кораблик?», подвижные игры «Солнышко и дождик», «Серый зайка умывается», «Рыбки плавают в водичке», «Снежинки и ветер», «Белый снег кружится», игровые упражнения «Кто где живет?», «Плавает – не плавает». Зимой дети сооружают и раскрашивают красками снежные постройки, лепят из снега фигурки в сотрудничестве со взрослым: «Снегурочка», «Веселая снежная баба», «Берлога для мишки», «Снежный теремок».
7. Закрепление и расширение представлений о воде проходят в процессе специально-организованной деятельности на занятиях «Как водичка помогла Колобку», «Путешествие капельки», «Где живет водичка?».
Таким образом, благодаря активному включению воспитанников в познавательную деятельность, они получают научные представления об окружающем мире, овладевают гипотетическими знаниями, новыми способами познания.
Приложение 1
Игровые упражнения с камнями в нерегламентированной деятельности
1. Положить в емкость мелкие игрушки, предметы, среди них – камушки. Предложить отыскать камушки на ощупь.
2. В емкости лежат камушки различные по размеру, цвету, фактуре. Предложить найти большой или маленький, гладкий или шершавый и т.д.
3. Выкладывать из камушков сериационные ряды по величине.
4. Выкладывать из камушков дорожки в заданном ритме, чередуя по цвету, размеру.
5. Выложить из камушков длинную и короткую дорожку.
6. Выкладывание из камушков изображение по нарисованному контуру.
7. Бросаем камушки в воду. Наблюдаем за изменением цвета.
8. Определить на слух количество камушков в баночке (один, мало, много).
9. Определить на слух песок или камушки в коробочке.
10. Определить на слух, какой по размеру камушек гремит в коробочке: большой или маленький.
11. Выкладываем горку из камушков – вниз кладем большие, сверху маленькие.
Приложение 2
Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» с воспитанниками 3-4 лет
Как водичка помогла Колобку
Цель: формирование представлений у детей 3-4 лет о свойствах и качествах воды.
Программные задачи:
· формировать: представления воспитанников о качествах воды (прозрачная, чистая, мутная, холодная, теплая, горячая), ее свойствах (льется, капает, смывает грязь, издает звуки), умения использовать обследовательские и поисковые действия, пользоваться опорной карточкой-схемой в процессе проведения опытов;
· закрепить у детей представления о том, что вода может иметь разную температуру;
· познакомить с тем, что вода издает различные звуки (капает, журчит, льется, булькает);
· развивать тактильную, слуховую память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез), активизировать в речи детей слова-признаки, слова-действия, упражнять в звукоподражании;
· воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к объектам неживой природы.
Оборудование и материалы: мольберт, игрушка-колобок, прозрачные емкости с горячей (45-55 градусов) и холодной водой, кружки-маркеры (красный, синий, розовый), 2 емкости с водой на каждого ребенка с холодной и горячей водой, карточки-схемы проведения опытов, таз, мыло, губка, бумажное и тканевое полотенце, подносы с камушками, прозрачные стаканчики с водой.
Предварительная работа: игровые упражнения с водой, занятие по знакомству со свойствами ткани и бумаги, заучивание потешки «Водичка-водичка», рассказывание стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
Начало занятия
Игровое упражнение «Подари улыбку другу»
Задачи: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивацию на дальнейшую деятельность.
Дети стоят в кругу.
В.
Мои милые детишки, ребятишки-шалунишки,
Протяните мне ладошки, я поглажу их немножко.
Друг на друга посмотрите и улыбку подарите.
В гости приходит Колобок, у него испачкан бок.
В.
Ах, румяный Колобок,
Где ты так испачкал бок?
Колобок.
От лисы я убегал, в лужу грязную попал.
Помогите мне, друзья, чистым быть желаю я.
Дети предлагают помочь Колобку, его умыть.
Ход занятия
Опыт 1.«Вода бывает холодная и горячая»
Задачи: закрепить представления о том, что вода бывает разной температуры, развивать тактильную память, определять температуру воды на ощупь, обозначать температуру воды условным знаком.
Воспитатель показывает детям две прозрачные емкости с холодной и горячей водой. Предлагает высказаться, как определить, где вода холодная, а где горячая. Дети предлагают пощупать воду рукой. Воспитатель просит детей осторожно дотронуться до емкостей и на ощупь определить, какая в них вода. Вместе с детьми решают, каким знаком обозначим емкости, прикрепляют кружки красного и синего цвета.
Затем, дети у себя на столах определяют на ощупь температуру воды в своих стаканчиках и кладут около стаканчика кружок соответствующего цвета.
Вопросы к детям:
Как выдумаете, какой водой мы будем мыть Колобка?
Почему нельзя мыться холодной водой?
Можно ли мыть Колобка горячей водой? Почему?
Какой водой Колобку будет приятно мыться?
Может кто-нибудь знает, где же взять теплую воду?
Опыт 2. «Как сделать воду теплой?»
Задачи: познакомить детей с тем, что получить теплую воду можно путем смешивания холодной и горячей воды, формировать умение пользоваться опорной схемой для проведения опыта, развивать тактильную память.
Воспитатель демонстрирует на мольберте опорные схематичные картинки, иллюстрирующие порядок действий и проговаривает инструкцию. Предлагает девочкам вылить в таз горячую воду из своих стаканчиков, а мальчикам холодную. Дети на ощупь определяют, какая вода стала в тазике. Затем рассказывают Колобку, что они сделали.
Опыт 3. «Мыло нам поможет мыться»
Задачи: формировать представления об изменениях свойств воды в процессе использования мыла: (была прозрачная, чистая, стала мыльная, грязная), закрепить представление о свойствах бумаги и ткани (бумага размокает от воды), развивать умение сравнивать, делать элементарные выводы.
Вопросы. Что еще поможет нам сделать Колобка чистым и опрятным? (Приходят к выводу, что понадобится мыло и губка). Расскажите, Колобку, какая водичка у нас в тазике? (Дети моют Колобка с помощью мыла и губки).
Какая вода стала теперь? Почему? Из какого материала сделаны наши полотенца? (Одно бумажное, а другое из ткани). Каким полотенцем будем вытирать Колобка? Почему не бумажным? Что с ним случиться?
Дети вытирают Колобка. Колобок благодарит детей и предлагает поиграть.
Игра с имитацией движений «Кто как моется»
Задачи: обеспечить отдых детям, развивать внимание, способность к имитации.
Воспитатель читает строчки из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята.
И жучки, и паучки.
Воспитатель просит детей показать, как умываются котята, как птички чистят свои перышки, как жучки чистят себе спинки и усики. Дети выполняют имитирующие движения под музыку. Воспитатель делает вывод о том, вода нам помогает стать чистыми и опрятными.
Опыт 4.«Как водичка звучит»
Задачи: формировать представление о том, что вода издает разные звуки (журчит, капает, булькает и т.д.), развивать внимание, память.
Колобок. «Я вот умею петь песенки, а вы умеете? А вот водичка тоже умеет. У нее много песенок. Хотите научиться их петь?»
Детям предлагают подойти к тазику с водой опустить руки в тазик, потом их поднять.
Вопросы: Что вы видите? Как капает водичка? (Кап-кап-кап).
Воспитатель просит детей зачерпнуть воду стаканчиком и вылить в тазик.
Вопросы: Что делает водичка? (Льется). Как звучит песенка воды? (С-с- с- с). Воспитатель просит детей постучать ладошками по воде.
Вопросы: Как поет водичка? (Плюх-плюх-плюх). Покажите, как стучит дождик? (Тук-тук-тук).
Детям предлагается подойти к столам и бросить камушки в воду, прислушаться. Вопрос: «Что сказала водичка?» (Буль-буль-буль). Воспитатель делает вывод, что вода может издавать разные звуки.
Окончание занятия
Подведение итогов. Вопросы колобка к детям:
· Какой водой вы меня мыли?
· Как вы сделали водичку теплой?
· Что еще помогло меня сделать чистым?
· Кто запомнил, какие песенки пела водичка?
Колобок прощается с детьми, уходит.