Найти в Дзене

Как Дюна поднимает вопрос свободы воли

Дюна - одно из тех произведений, к чтению которых мне пришлось делать несколько заходов, пока я наконец-то не сумел почувствовать и принять настроение автора. В отличие от фильма книга весьма меланхолична и процентов на 80 состоит из диалогов или мыслей главных героев о происходящем. Остальные 20 действительно наполнены чем-то эпичным и масштабным, но служат не более чем декорациями для настоящих главных героев произведения - идей и рассуждений. И чем ближе знакомишься с концепциями автора, тем сложнее поверить в дату написания книги - 1965 год. Да, восхваляемый мной в прошлом посте Звездный Десант все еще сохраняет за собой статус первоисточника доброй половины идей всего фантастического направления в искусстве, но ведь вторая-то половина за Дюной! Восстание машин, силовой щит, космическая империя, межзвездные путешествия через кротовые норы - это все было уже в Дюне задолго до Терминатора, Warhammer 40k, Матрицы, Звездных войн и множества других миров. Но самое любопытное здесь то, ч

Дюна - одно из тех произведений, к чтению которых мне пришлось делать несколько заходов, пока я наконец-то не сумел почувствовать и принять настроение автора. В отличие от фильма книга весьма меланхолична и процентов на 80 состоит из диалогов или мыслей главных героев о происходящем. Остальные 20 действительно наполнены чем-то эпичным и масштабным, но служат не более чем декорациями для настоящих главных героев произведения - идей и рассуждений.

И чем ближе знакомишься с концепциями автора, тем сложнее поверить в дату написания книги - 1965 год. Да, восхваляемый мной в прошлом посте Звездный Десант все еще сохраняет за собой статус первоисточника доброй половины идей всего фантастического направления в искусстве, но ведь вторая-то половина за Дюной! Восстание машин, силовой щит, космическая империя, межзвездные путешествия через кротовые норы - это все было уже в Дюне задолго до Терминатора, Warhammer 40k, Матрицы, Звездных войн и множества других миров.

Но самое любопытное здесь то, что автор придумывал настолько необычный и детальный мир не для красивой картинки, а что бы поговорить о вещи весьма неочевидной - философии.

Один из самых главных конфликтов первого романа - это вопрос предопределенности судьбы и наличия свободы выбора. Главный персонаж, Пол, достаточно быстро приобретает способность видеть варианты будущего и с самого начала обладает полным знанием о том, что он должен сделать. Тут можно вспомнить того же Нео из Матрицы, который по своей природе является механизмом, созданным для решения ровно одной задачи.

Но если заранее понятно, зачем ты пришел в этот мир и что предопределено в нем сделать - то какой смысл в жизни и решениях как таковых, если все расписано? Эту задачу и пытается решить главный герой вместе с автором. И не только он.

Сестры Бене Гессерит принимают память прошлого и тратят свою жизнь на дело, начало которого было предопределено задолго до них, а окончание теряется в сотнях лет будущего. Аристократы Великих домов добровольно подчиняются семейной линии императора, ставшей таковой тысячи лет назад. Фримены копят огромное количество воды, являющейся самым ценным ресурсом на планете, в надежде на грядущее изменение планеты, которое никто не увидит при их жизни. Главной целью условного злодея барона Харконнена является возведение на трон своего племянника, так как он уже утратил свой момент и максимум, на что может надеяться - это реализовать мечту в далеком будущем через своего приемника.

Буквально все в этом мире задыхаются от предопределенности и несвободы и живут не ради настоящего, а вероятного желаемого будущего, “планов внутри планов”, как гениально сформулировал автор. И Пол, главный герой книги, единственный (не считая матери, которая зачала его вопреки плану) пытается быть актором настоящего, готового делать что-то здесь и сейчас, сопротивляясь предопределенности - а не фатально ей следуя.

Я думаю, неслучайно автор придумал будущее, лишенное любой автоматизации и роботизации. Само это решение показывает его намерение ставить человека и его решения в центре всей существующей реальности. И через это утверждение тотальной субъектности спрашивать читателя - а насколько он готов взять на себя ответственность за свою жизнь и свое настоящее? Быть подобно фрименам, седлающим “великого делателя” песчаного червя Шаи-Хулуда, выбирающих свой путь в жизни - или продолжать подобно навигаторам Космической гильдии вечно плавать в аквариуме специи, продолжая бесконечное строительство “планов внутри планов”.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал "Цветы для Элджернона"