Многие люди, а чаще всего те, кто трепетно относятся к детям в целом и утверждают, что чужих детей не бывает, верят еще в одно утверждение, которое им кажется истиной: в каждом ребенке обязательно есть какой-нибудь талант. В каждом!
А вот есть на свете другие люди, которые считают эту истину сомнительной. Так уж получается (но ведь логично получается), что в эту большую группу "сомневающихся" попадают именно педагоги. И при этом не какие-то неопытные вчерашние выпускницы колледжа, а вполне себе матерые тетеньки, проработавшие с детьми не один десяток лет в школах, садах и иных заведениях.
А может они просто не разглядели эти таланты?
Ну да, есть такое мнение. Некоторые родители считают так: не может не быть у моего ребенка таланта! Просто наставник плохой попался: не нашел, не накопал, не развил, не раскрыл, не мотивировал, не сделал так, чтобы мой ребенок стал лучше всех в этой деятельности.
Кстати, таких мамочек мы иногда видим у себя на работе - в социальном спецучреждении для детей с особенностями развития. И, как считают эти мамочки, "именно у особенных деток надо искать таланты в первую очередь".
И делать это должны не родители, а педагоги! Они ведь "специально обученные люди"! Вот: вам дали ребенка, а вы - ищите! Не находите? Как это не находите? Ну, значит, неправильно ищете. Или плохо ищете.
И ничего, что ребеночек с серьезными ментальными нарушениями не понимает обращенную речь и не откликается на свое имя.
И ничего, что его вообще невозможно поймать для занятия, потому что он просто с криком носится по кабинету и рыдает от испуга.
И ничего, что он никогда не держал в руке карандаш, театральную куклу, бубен или кусок пластилина… педагог обязан найти в ребенке и художника, и ваятеля, и актера, и музыканта…
О, и эта тема ну прямо красной нитью проходит через всю работу конкретно нашего кружкового отдела учреждения.
Мама Е. и сынок Т.
К нам в учреждение каждые полгода на трехнедельный курс приезжает мальчик. Уже много раз был, раз 7 точно! Мальчик Т., уже 12 лет, ментальные нарушения.
Ездит неизменно с мамой Е., хотя… по рассказам самой же мамы, "ребенок всё знает, всё умеет и делает это самостоятельно и блестяще!" Хммм, интересно… обычно все "самостоятельные" ребят лежат у нас в стационаре без сопровождающих мам. Даже те, кто гораздо младше мальчика Т.
Но, как говорится, работай с кем есть и не питюкай…
Талантливый сын и не менее талантливая мама
Мама Е. - очень общительная и яркая женщина. Даже слишком! Вот честно, если бы мы с коллегами не знали её настоящую профессию (а мы знаем, т.к. саму маму давно знаем), то все-все бы подумали, что мама Е. работает в рекламе! Ну ТАК она "рекламирует" всему честному народу успехи своего сыночка, ну так! Громко, эмоционально, с напором, аж задыхаясь от восторга!
И педагогам, и врачам, и няням-санитаркам, и работником столовой, и другим мамочкам, всем-всем! Даже тем, кто с ними в принципе близко не знаком и знакомиться не намеревается.
Вроде бы, вчера только мама Е. и сынок Т. приехали в стационар, а уже три "стационарных" этажа учреждения знают, что мальчик Т. в феврале выиграл в областном конкурсе юных художников в технике "нетрадиционное рисование", в январе - взял титул лучшего автора-исполнителя лимериков на литературной конференции федерального масштаба (а есть вообще такие конференции?), на Новый год - получил корону короля бала на губернаторском мероприятии (танцы), потом еще взял гран-при на музыкально-театральном фестивале (тоже то ли областном, то ли городском, а не абы каком). Ах, да! Мальчик Т. - еще тоже какого-то почетного звания удостоился, выступив на городском экологическом форуме.
В общем, лучший и лучших, величайший из великих, прекраснейший из прекрасных! И мама ведь не просто языком "молола", а подтверждала каждый успех Т. фотографиями грамот, дипломов, призов, сертификатов. И там на самом деле были имя и фамилия мальчика Т.!
А представляете, сколько этих фотоснимков за несколько лет работы с мальчиком мы с коллегами лицезрели, сколько шикарных "рекламных" рассказов о нем слушали от мамы Е. - ооо, это не передать словами!
И мама - ну так навязчиво это делает, прямо давит! Может в любой момент прийти в любой кабинет (пусть даже там занятие идет) и рассказывать-показывать, рассказывать-показывать, рассказывать-показывать! Даже если она об этом уже рассказывала по 100 раз.
А то и в коридоре - чуть ли не за руку ловит:
- Ах, здравствуйте. Пойдемте, пожалуйста, пойдемте, я вам что-то новенькое покажу. Ну идёмте же!
И снова телефон достает и демонстрирует!
Понимаю…
Делится человек своей радостью с другими. Счастлив от ощущения причастности к успехам сына. Хочет кричать на весь мир, когда этих успехов становится больше и больше!
И вот они, вот они доказательства, прямо в телефоне! Но, если вы не верите, мы обязательно не поленимся и привезем нашу кипу дипломов в следующий наш заезд! Мы - талантливы! Мы - лучше других! Мы - король! Мы… мы… мы…
Мальчик Т. на занятии по ИЗО
Конкретно этот педагог (А.О.) работает с мальчиком Т. уже 2 года (т.е. пошел четвертый цикл занятий). Сколько уже А.О. билась с ним над правильной постановкой руки, опорой, техникой… Тщетно! Вот честно, за все время - как было, так и осталось.
Ни один инструмент (кисть, карандаш, пастельный мелок) мальчик Т. не держит правильно. Замечания А.О. - он то ли не слышит, то ли нарочно игнорирует (слишком уж выражение лица у него пренебрежительное), а то и вовсе театрально распушает свои длинные тонкие пальцы и скидывает инструмент прямо на свой рисунок (если он есть) с "королевским" жестом (надоело, ну вас!)
А сам рисунок… ну хоть режьте, хоть ешьте! Ну не похож он на работу лауреата супер-пупер конкурсов! Любой рисунок! За все годы посещения мальчиком Т. художественного кружка! Или сразу У ВСЕХ педагогов творческого отдела напрочь отбито чувство вкуса?
Мальчик Т. в театральном кружке
Заметим, он тоже в этой области - лауреат-лауреат!
Но, почему-то, стихов от мальчика Т. никто никогда не слышал! Ну и "лимериков", разумеется.
За все годы работы театрального кружка, когда учитель пробовала мальчика Т. вводить в спектакль, он стоял столбом и смотрел на остальных артистов и на декорации - ну так презрительно, будто бы находился не на репетиции, а на помойке. А когда надо было произносить свои реплики, мальчик Т., не меняя выражения лица, говорил:
- Ээээ… ааа, я пойду. Устал.
И так далеко не один раз! Да и педагог театрального кружка - уже махнула рукой и перестала вообще ставить его в какие-то постановки.
Мальчик Т. у дефектолога
Наша дефектолог - так вообще находилась в крайней степени изумления, когда услышала об успехах Т. на различных "предметных" конференциях "мега-мировых" масштабов!
Оказывается, максимум, на что мальчик способен на ее занятиях - это решать задачки по математике по программе 3-го класса. И то, устно объяснить свои решения он мог только с наводящими вопросами. А читать вслух - так он еле-еле осилил абзац из рассказа Драгунского, медленно, без интонации и без соблюдения знаков препинания. А потом - закрыл книгу и демонстративно отодвинул ее, недовольно отвернувшись и со словами:
- Всё, хватит.
А на "общешкольные" вопросы - так он вообще не отвечал, а просто сидел и смотрел на дефектолога как на насекомое и теребил "собачку" на молнии своей толстовки.
Ладно, пусть так…
Все понимают, что каждый ребенок тут - с особенностями, и глупо требовать от какого-то человека невозможного, если он с диагнозом.
Всё простительно: и несоответствие навыков и знаний возрасту, и бедный лексикон, и замедленная "соображалка", и даже агрессивное поведение (которого как бы и не было).
Но, блиииин… никто, никто, НИКТО не может до сих пор понять, КАК? Кааааак?
Как мальчик Т. ухитрился набрать столько титулов, дипломов, мест, "медалей-орденов" и прочих и прочих "регалий"?! Откуда, за что, почему, с чего, каким образом, какими методами? Что за жуткая загадка такая, от которой даже нашим очень опытным сотрудникам становится не по себе?
Или это мы плохие?
Слепоглухие и не нашедшие в Т. хотя бы крохи того, о чем вещают его награды и его мама Е.?
Ну как такое может быть? Столько педагогов, за столько лет - и ни разу не видели лично, собственными глазами, как мальчик Т. - вот прямо здесь и сейчас, проявляет ну хоть один из своих талантов, красочно описываемых его мамой ежедневно! Ни на одном занятии, мероприятии, ни у одного педагога! Тогда получается, что ВСЕ наши педагоги любого возраста, опыта и направления - отстой? Ничего не понимаю!
И никто не понимает! Только каждые полгода - снова и снова принимаем мальчика Т. к себе на занятия и каждый раз отмечаем, что он ничуть не меняется. Но зато стабильно приносит в семью по 3-4 награды в месяц за свои таланты в какой-либо деятельности!
Интересно было бы даже не сам этот "загадочный сундучок" открыть, а хотя бы найти ответ на вопрос: почему никто его не открыл, если все точно знают что в нем сокровища, драгоценности и несметные богатства?
Вот я и говорю: загадка!
А Вам, дорогие читатели, честных успехов и наград за Ваши старания в любой деятельности!