Найти тему
Кнопка_enter

Крещение Руси

У князя Святослава было трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. Незадолго до гибели Святослав отправил старшего сына Ярополка (972‒978/980) княжить в Киеве, среднего Олега ― в земле древлян, а младшего Владимира ― в Новгороде. Вскоре между братьями разгорелась ссора, которая привела к первой княжеской усобице. После смерти отца братья начали бороться за власть. Ярополк собрал войско и разгромил полки Олега у города Овруча. Олег погиб, а его земли отошли к Ярополку.

Младший сын Владимир, узнав о гибели Олега, решил, что он тоже в опасности, и стал собирать войско. С дружиной и нанятыми варягами Владимир двинулся к Киеву. По пути он захватил город Полоцк и взял в жёны Рогне́ду, дочь полоцкого князя.

Владимир с полками подошёл к Киеву. Положение Ярополка оказалось слабым, поскольку незадолго до нападения брата он отправил значительную часть своего войска в поход против печенегов. Владимир пригласил старшего брата на переговоры, во время которых Ярополка вероломно убили. Единоличным правителем Древнерусского государства стал Владимир Святославич (978/980‒1015), прозванный в дальнейшем Святым.

Князь Владимир был воинственным правителем. По количеству сражений и одержанных побед он может сравниться со своим отцом Святославом. Во время княжеской усобицы от Древнерусского государства отделились радимичи и вятичи. Князь Владимир начал войну с мятежными племенами и вскоре добился победы, что было очень важно для сохранения единства государства.

Князь Владимир успешно воевал против сопредельных племён и стран. На востоке возник конфликт с волжскими булгарами: они создавали препятствия для торговли русских купцов по реке Волге. Князь Владимир собрал войско, заключил союз с торками ― кочевниками, которые жили к югу от Руси, ― и двинулся в поход против Волжской Булгарии. Русские полки одержали победу. Мирный договор обеспечил Руси выгодные условия торговли по Волге и укрепил международный авторитет государства на восточном направлении.

Владимир расширил границы Древнерусского государства на запад. Он подчинил своей власти славянское племя белых хорватов. В 981 г. киевский князь успешно воевал против польского князя Мешко I за приграничные территории ― Червенскую Русь. В результате войны к Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Соперничество между Русью и Польшей из-за территорий в дальнейшем растянется на многие столетия. Ещё один успешный поход князя Владимира был направлен к побережью Балтийского моря: здесь было завоёвано балтское племя ятвягов.

Чтобы защитить Русь от печенежских нашествий, князь Владимир распорядился построить на южной границе государства вдоль рек Рось и Сула сооружения из земляных рвов и валов, поверх которых шли деревянные стены. Вдоль этой оборонительной линии был возведён ряд крепостей ― «богатырских застав». Здесь несли службу военные отряды, готовые в любую минуту выступить против неприятеля.

Чтобы удерживать земли, князю Владимиру недостаточно было только военной силы. Важным объединяющим фактором могла стать единая вера. Язычество было хаотичным набором верований и объектов поклонения, которые отличались друг от друга на разных территориях и у разных племён.

В 980 г. Владимир предпринял попытку использовать религию в государственных интересах. Он распорядился установить в Киеве шесть деревянных идолов, среди которых возвышался Перун с серебряной головой и золотыми усами ― верховное божество дружинников. По замыслу князя единый языческий культ должен был объединить племена Древней Руси. Однако такое нововведение не достигло поставленной цели: люди были недовольны возвышением Перуна над другими божествами, которых почитали в отдельных племенах. К тому же язычество никак не способствовало укреплению международных отношений.

В конце X в. князь Владимир Святославич в качестве официальной религии ввёл христианство. Летописи относят это событие к 988 г.

В определённой степени Русь была знакома с другими религиями за счёт торговых и дипломатических связей. Хазары были последователями иудаизма, булгары ― ислама, Византия и европейские государства исповедовали христианство восточной и западной традиций. Окончательное разделение на католическую и православную церкви случилось позже, но значительные различия в обрядах и учении уже были.

Причины:

1. Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе. – укрепило государство и власть князя

2. Оправдание социального неравенства. – повысило международный авторитет Руси

3. Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям. – способствовало приобщению Руси к византийской культуре

Принятию христианства предшествовали не только внутренние процессы, но и события, которые сопровождались дипломатическими переговорами и военными походами. В 987 г. византийский император Василий II Болгаробойца обратился к князю Владимиру с просьбой о военной помощи, чтобы подавить мятеж, возникший в византийских войсках. В ответ князь Владимир потребовал в жёны сестру императора Анну. С точки зрения международных отношений такой брак был очень выгоден киевскому князю. Владимир помог императору, но тот не торопился выполнять требование князя, считая, по-видимому, брак своей сестры с язычником унизительным.

Тогда князь Владимир со своим войском осадил и через несколько месяцев завоевал город Корсунь (Херсонес) ― форпост Византии в Крыму. Захват Корсуни позволил Владимиру ещё раз выставить свои условия. Была достигнута договорённость, согласно которой князь Владимир здесь же, в Корсуни, принял крещение, а затем женился на Анне.

Владимир вернулся в Киев в сопровождении византийских священников. В первую очередь были крещены сыновья Владимира и его дружина. Стоящих в городе языческих идолов разрушили и сбросили в реку. Священники начали проповедовать новую веру. Затем по приказу князя все киевляне собрались в один день у Днепра и крестились в его водах. Священники и проповедники отправились из Киева в другие города. Последователи новой веры уничтожали языческие сооружения и вместо них воздвигали христианские церкви. В некоторых городах всё происходило мирно, в других жители сопротивлялись нововведениям. Особенно активно протестовали в Новгороде. Чтобы навести порядок и выполнить волю князя, в город отправился киевский воевода Добрыня с войском. Жители Ростова также были недовольны новыми порядками: они выгнали двух присланных к ним христианских епископов, а третьего, Леонтия, толпа язычников попыталась убить.

К XI в. крупные города Древней Руси стали центрами новой веры. Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Полоцк, Ростов, Юрьев имели своих епископов. Константинопольский патриарх поручил духовное руководство над русской церковью киевскому митрополиту. До XV в., чтобы стать киевским митрополитом, кандидат на этот пост должен был приехать в Константинополь и получить от него официальное назначение. Бывали случаи, когда из Константинополя на Русь присылали своего заранее подготовленного греческого митрополита. Так после крещения Руси сложилась церковная зависимость Руси от Византии.

Крещение Руси и брак князя Владимира с царевной Анной сделали Русь равноправным участником международных отношений в христианской Европе, что подтверждают дальнейшие родственные связи русских князей. Браки с европейскими правителями говорят о высоком положении Руси среди других народов Европы. Укрепление Руси на международной арене вело к активному расширению торговых связей и экономическому подъёму.

Последствия:

1. Единая вера давала поданным государства новое ощущение единства

2. Развивалось книжное дело, литература, история и философия, храмное строительство

3. Развитие культуры и образования (установление новой системы летоисчисления)

4. Влияние христианской религии на нравы и обычаи славян. В основе христианского учения лежали нравственные идеалы: милосердие, взаимопомощь, любовь к ближнему

5. Церковь учила людей быть покорными власти. Государство, в свою очередь, обеспечивало процветание и защиту церкви. Для строительства церквей и содержания духовенства собирали специальный налог в пользу церкви ― десятину.

Правление князя Владимира надолго осталось в народной памяти. В XVIII–XIX вв. в России были записаны легенды и былины, в которых одним из популярных героев был киевский князь Владимир Красное Солнышко. Героями этих былин выступают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служат князю Владимиру Красное Солнышко, защищают Русь от врагов, сражаются с разными воплощениями зла. На основе всех этих легенд можно сделать вывод о том, что для современников эпоха князя Владимира была наполнена великими свершениями. Наиболее значимым событием этой эпохи было принятие Русью христианства.