Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Как носить тиару

Когда я показываю красивые старинные тиары (обычно по субботам), то нередко в комментариях звучат просьбы-пожелания, мол, вот бы не просто на украшение посмотреть, а на то, как оно смотрится на голове... А это-то я как раз показываю крайне редко. И вот почему.

Тара графини Хартенау на владелице и на модели, (c) sothebys.com
Тара графини Хартенау на владелице и на модели, (c) sothebys.com

Счастливых случаев, когда у нас есть и тиара, и изображение владелицы в ней, не так уж и много. Нет, конечно, есть и портреты дам в тиарах, и фотографии, но вот так, чтобы было и то, и другое, случается не так часто, как хотелось бы. В случае с тиарами из семей монархов немного проще - их чаще "документировали" подобным образом. И то не всегда! А иногда просто указано, мол, тиара из частной коллекции, и иди знай, кому она принадлежала.

Ну хорошо, тогда, казалось бы, можно выбрать другие варианты. Если известно, чья тиара, то бывают фотографии какой-нибудь правнучки, которая носила прабабушкины украшения уже в XX или XXI веке. Ну или же просто фотомодели. Ведь порой аукционные дома, которые выставляют старинные тиары на продажу, демонстрируют их на чьей-нибудь головке. Словом, пусть не часто, пусть не всегда, но такие иллюстрации могли быть.

Да. Но, как правило, всё это... Не то! Потому что для тиары крайне важна причёска. Лучше всего та, которую носили в те времена, когда тиара была сделана, потому что это наиболее гармоничный вариант. Но не обязательно. Важнее всего то, что причёска должна быть объёмной.

В популярное украшение тиары превратились в начале XIX века, и в таком качестве активно создавались вплоть до начала XX. Именно их, а не более старые-старинные, мы с вами тут обычно и рассматриваем. И как бы не менялась мода за это время, причёски были с локонами, волнами, косами - то уложенными по бокам головы, то на затылке, то надо лбом, в самых разных комбинациях

Да, тиары были важным украшением, они передавались по наследству, так что одну и ту же тиару могли носить с самыми разными причёсками. Но объём был!

Взгляните на эти два портрета с тиарой одного и того же типа. В одном случае - причёска с пышными гроздьями локонов по сторонам лица. В другом - волосы уложены в валик, который окружает голову буквально как нимб - только в нижней части. И так хорошо, и этак. Потому что причёски уравновешивают массивное украшение.

Слева - портрет Терезы Баварской, Карл Бегас, 1825-30, из коллекции старой национальной галереи. Справа - портрет Татьяны Юсуповой, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1858, из коллекции Эрмитажа
Слева - портрет Терезы Баварской, Карл Бегас, 1825-30, из коллекции старой национальной галереи. Справа - портрет Татьяны Юсуповой, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1858, из коллекции Эрмитажа

Волосы, приподнятые на затылке, порой выступали в качестве отличного фона для тиар - тогда их ажурная красота не парила в воздухе, а получала контрастную (особенно в случае тёмных волос) подложку.

Деталь портрета Виктоии, герцогини Кентской, Джордж Доу, 1818, из Королевской коллекции
Деталь портрета Виктоии, герцогини Кентской, Джордж Доу, 1818, из Королевской коллекции

Ну а причёски с взбитыми волосами образовывали как бы подобие пьедестала, на котором тиара величественно покоилась, словно на бархатной подушечке.

Деталь портрета Цецилии, кронпринцессы прусской, Каспар Риттер, 1908, из частной коллекции
Деталь портрета Цецилии, кронпринцессы прусской, Каспар Риттер, 1908, из частной коллекции

Тиары бывали и совсем невысокими, но и тогда объём помогал. Смотрите, как красиво лежит эта тиара-бандо на волосах! Именно объём и позволяет ей смотреться величественно.

Деталь портрета Августы, будущей королевы Прусской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1953 (сс) Wikimedia Commons
Деталь портрета Августы, будущей королевы Прусской, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1953 (сс) Wikimedia Commons

Был период, когда всего объёма - узел волос на затылке. Но смотрите, как изящно можно обыграть сочетание такой причёски в средневековом стиле и небольшой тиары в стилистике средневековья!

Деталь портрета королевы Изабеллы II, Федерико Мадрасо, 1840, из коллекции Музея изящных искусств в Кордове
Деталь портрета королевы Изабеллы II, Федерико Мадрасо, 1840, из коллекции Музея изящных искусств в Кордове

Словом, знали дамы толк в тиарах и о том, как добиться гармонии! А затем это тонкое искусство в значительной степени было утрачено. Кое-кто по-прежнему умело носил тиары - например, Елизавета II, на которой старинные тиары даже с короткой стрижкой смотрелись отлично (объём, объём!). А кто-то не в силах понять, что лучше тиару сфотографировать на белом безволосом манекене, чем вот так:

Тиара императрицы Жозефины, ок. 1805, (с) sothebys.com
Тиара императрицы Жозефины, ок. 1805, (с) sothebys.com

Так что давайте любоваться самими тиарами. Если уж и бывает достойное, так сказать, приложение, то я его непременно показываю! А вот то, что на фотографии выше, я лично считать достойным отказываюсь. :)

PS Хотите больше подобных статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды!