У меня есть проект «Прожектор», где я работаю с клиентами исключительно методами ЭОТ-терапии.
Вы удивитесь, но за одну часовую сессию мне удаётся не только собрать анамнез и выдвинуть несколько гипотез, но и начать детальную проработку запроса, благодаря чему клиентам сразу становится легче.
Итак, в лучах «Прожектора» молодая женщина Ирина, многодетная мать, счастливая жена. Она обратилась ко мне с запросом на проработку панических атак
В процессе беседы мы выяснили, что панические атаки случались в самых разных ситуациях: перед выступлением на сцене (Ирина играет в оркестре на скрипке), на выпускном в детском саду, при поездке на море.
«Что же общего между ними?!», - думала я. И вдруг услышала:
⁃ боюсь, что во время выступления хлопнусь в обморок и подведу оркестр
⁃ боюсь, что забуду вещи детям в поездку
⁃ переживаю, что по дороге к морю произойдёт что-нибудь, а у меня дети на заднем сиденье машины
«Ответственность!», - это то, что лежит в основе всех ситуаций. Невероятное, зашкаливающее чувство ответственности!
Ирина находится под его давлением ➡ в качестве компенсации она начинает все держать под контролем ➡ это порождает ещё большое напряжение («а вдруг не смогу»)➡ которое приводит к нарастанию тревоги ➡ тревога трансформируется в неконтролируемый страх ➡возникает паническая атака
Надо ли нам работать с симптомом?
Конечно, нет. Мы будем работать с причиной.
20 минут от начала сессии.
Гипотеза: Ирина в результате травмы или родительских предписаний приняла решение быть очень ответственной серьезной женщиной, у которой все под контролем.
«А как выглядит ваш контроль? И где этот образ размещается в теле?», - спросила я
Ирина прикрыла глаза, подумала и сказала:
«Это две старые палки от деревянного штакетника. И они у меня в шее!»
И бросить жалко, и тащить тяжело
Ирина вытащила штакетник из своей шеи и положила рядом. Старые, гладкие от времени дощечки, почти без краски. «Рухлядь, а выбросить жалко…»
Забор - один из популярных образов в ЭОТ. Не трудно догадаться, что он символизирует ограничение свободы, а также может говорить о запретах на контакты.
Да ещё и шея! По Вильгельму Райху, блоки в шейном отделе позвоночника - про страх проявления. Запрет на выражение своих чувств!
- Когда появились эти дощечки? - спросила я
- Мне лет 5. Я помню этот штакетник. Дед им огород огородил, чтобы мы не лазали и не топтали растения. Ругался на нас сильно. Кому-то даже влетело. Мне нет. Я маленькая была
Ирина вспомнила, как она играла с дощечками от штакетника в детстве. Она их раскрашивала, рисовала смешные рожицы, и дощечки оживали. «Игрушек-то тогда особо не было…»🤷🏻♀
Я попросила Иру пригласить в зону свободного воображения эту маленькую девочку. Она была уже постарше. Лет семи. Неровно отрезанная челка, сбитые коленки, грязные шорты. Ещё бы! Ведь только что эта девчонка-сорванец лазала с мальчишками по деревьям!🤗
- От кого ты отгораживаешься этим штакетником? - спросила я маленькую Ирочку
- От мамы
- А почему ты от неё отгораживаешься?
- Мама ругает меня. Говорит, что девочки себя так не ведут. Она хочет, чтобы я была послушной.
Мы пригласила в пространство образ мамы. Она строго смотрела на Ирочку.
Взрослая Ирина поднесла руки к глазам. С трудом сдерживая слезы, продолжила работу с образами.
- Что ты чувствуешь сейчас, когда мама смотрит на тебя так строго?
- Мне обидно. Мама не понимает меня. Что такого в том, что я играю с мальчишками?! С ними же так интересно!
- А знаешь, давай маме разрешим не быть серьёзной 😉
Как мы Иру освобождали
- Мама, я разрешаю тебе не быть такой серьезной. Ты можешь радоваться жизни и делать все, что тебе захочется!
Маленькая Ирочка уверенно сказала все это своей маме. В то же мгновение мама улыбнулась, и напряжение с теле уменьшилось.
- Что с палками, Ирина? - спросила я
- Они изменились. На них появилась краска и смешные рожицы. Они теперь такие веселые и красивые.
- Как вы себя чувствуете?
- Лучше. Как будто груз с плеч скинула
Возможно, вы спросите, почему мы не выкинули или не сожгли эти палки?
Этого категорически нельзя делать. У любого образа есть важная функция, которую он выполняет для человека. В данном случае, палки - это опора Ирины, сильная часть ее личности. Убери палки и что произойдёт? Женщина потеряет ориентир, превратится в тряпичную куклу, и это незамедлительно отразится на ее семье!
Наша победа в том, что образ трансформировался. Старые некрасивые дощечки превратились в ожившие игрушки.
А игрушка в ЭОТ - это детская часть личности. Это про внутреннего ребёнка. Разрешая Ириной маме быть свободной, мы освобождали Иру из-за забора запретов.
«Не будь ребёнком!» - деструктивное предписание, которое получила маленькая Ирочка в детстве от мамы.
Конечно, ее можно понять. Потом в беседе Ирина сказала, что мама родилась в послевоенное время. «Там не до игр было…»🤷🏻♀
Мама просто не знала, как можно быть свободной. А Ирочка, лазая по деревьям и играя с мальчишками, позволяла своему свободному ребёнку просто быть.
Повзрослев, Ирина все держала под невероятным контролем, в том числе и эту свою свободную детскую часть. Но мы сделали важный шаг вперёд - шаг к себе настоящей.
И эти незамедлительные изменения в теле и в ощущениях - подтверждение эффективности выбранного метода терапии!
Если и вы хотите подарить себе свободу от страхов и тревог, от обиды или чувства вины, приходите в проект «Прожектор».
Запись вТелеграм.
Пишите - хочу в Прожектор. Стоимость сессии ниже на 1000₽
Автор: Кочина Ольга Валерьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru