Почему 35 лет назад Калининград начал на час отставать от Москвы
В 1989 году последнее воскресенье первого весеннего месяца выпало на 26 марта. И в этот день, по заведённому тогда порядку, на просторах Советского Союза началось «летнее» время. Однако калининградцы стрелки не перевели. В соответствии с постановлением от 14 марта 1989-го Совета Министров СССР с 26 марта они стали жить с часовой разницей относительно «мск», приблизившись к своему поясному времени.
Разумеется, озаботился этим вопросом Совет Министров не по собственной инициативе. Там пребывали в уверенности, что население Калининградской области устраивает жить по столичным часам, ведь так всегда было заведено. Между тем многих калининградцев этот «обычай» отнюдь не устраивал. И те, кто постарше, конечно, помнят нюансы, связанные с жизнью по «мск». Например, бесконечные летние вечера, когда в янтарном крае темнело лишь в двенадцатом часу. Даже если надо – попробуй-ка усни.
Кстати, вот и появление в 1973 году в Калининграде ночного телевидения официально объяснялось заботой о трудящихся, которые мучились из-за разницы между поясным временем и «мск». Хотя на самом деле там, как водится, было сложнее. О чём можно прочитать здесь:
Тем не менее ночное ТВ в любом случае не закрывало всех неудобств, связанных с почти двухчасовой разницей между поясным и московским временем. В целом проблема никуда не делась. И усугубилась после того, как с 1981 года советские люди по решению сверху начали ещё двигать стрелки туда-сюда, переходя то с «летнего» на «зимнее» время, то с «зимнего» на «летнее».
Но в разгар горбачёвской перестройки стало можно заикнуться о том, что Калининград хотел бы жить по своим часам. И в 1987-м газета «Калининградская правда» развернула кампанию за жизнь «по солнцу», которая через два года увенчалась-таки успехом: Москва разрешила области перейти на местное время. В порядке эксперимента.
Первые итоги были подведены в начале осени – незадолго до перехода на «зимнее» время. Никакого хаоса и рассогласования с центром, которыми пугали пессимисты, не произошло. А самочувствие калининградцев тем летом было заметно лучше, чем в предыдущие аналогичные периоды. И потому 24 сентября 1989-го, когда истёк срок действия «летнего» времени, жители области перевели стрелки на час назад – чтобы по-прежнему отставать от Москвы. При этом раздавались голоса, что отставание надо бы сделать двухчасовым – лишь тогда, дескать, будем жить в полном соответствии с местным временем, что ещё благотворнее скажется на нашем здоровье и работоспособности.
Вместе с тем не всем нравилось жить по местному времени. Отставание от Москвы на час воспринималось как отрыв от «материка», как первый шаг на пути к автономному существованию области. И это на фоне того, что Литовская ССР, отделявшая Янтарный берег России от остальной части РСФСР, не скрывала своего желания выйти из состава Союза. А в Калининграде в ту же пору впервые возникли разговоры о создании на землях самого западного региона некоей Балтийской республики. И её сторонники одобряли идею о ещё большей, уже двухчасовой разнице со столицей: чем больше самостийности, тем, мол, лучше.
Было немало и таких, у кого вообще вызывал аллергию весь этот «рок вокруг часов». Требовали: даёшь возврат к «мск», в старые добрые времена! А предложение увеличить отставание от Москвы ещё на час они называли «часовым механизмом сепаратизма».
Ещё один момент, связанный с введением «клд», не понравился даже любителям перемен. Всеобщее недовольство вызвало то, что после перехода на местное время поезда стали курсировать по «мск». Ибо так удобнее было железнодорожникам.
А вот пассажиры долго не могли свыкнуться с тем, что даже пригородные электрички и дизели стали ходить «как в столице». И порой на перроне растерянно топтались граждане, не понимая, почему они опоздали на поезд, до которого ещё аж полчаса. Когда же кто-нибудь со шпалами в петлицах объяснял им «временной парадокс», пассажиры вздыхали:
– Да, хорошо ещё, что вам удобно работать по Москве, а не по Гринвичу…
Катавасия с пригородными составами закончилась только в 2009 году, когда их убытие-прибытие наконец стали указывать по местному времени. А в 2018-м и поезда дальнего следования были переведены на «клд». Однако у многих всё равно срабатывает рефлекс, сформированный за годы, когда приходилось ездить по часам железнодорожников. Глядя в расписание, по-прежнему соображают: во сколько уходит поезд, по какому времени?
То, что с 26 марта 1989-го вещание Центрального телевидения сместилось на час, калининградцы приняли быстро. Пожалуй, сложнее всего привыкали к тому, что главная передача советского ТВ – программа «Время» стала начинаться в 20.00. А не в девять вечера, как это было на протяжении долгих лет.
А вот «новогодняя» разница во времени опять-таки многим пришлась не по душе. 31 декабря 1989-го жители области привычно подняли бокалы с шампанским под бой московских курантов, перед этим по традиции прослушав речь Горбачёва. Но на местных-то часах было 23.00. И когда наступил Новый год по-калининградски, об этом на том же «голубом экране» никто не вспомнил. Немудрено, что народ изъявил желание, чтобы полночь 31 декабря по местному времени в Калининграде тоже как-то «оформлялась».
Так теперь и происходит. За пять минут до калининградского Нового года первое лицо региона произносит подобающие случаю слова. А затем поднимаются бокалы уже под главные куранты Калининграда – часы на башне Кафедрального собора, что на острове Канта.
В 1991 году калининградцы стали уже привыкать жить по собственным часам. Как вдруг в верхах было решено: 31 марта, когда страна в очередной раз переведёт стрелки на «лето», Калининград должен вернуться на «мск». Ух, какой поднялся шум! Причём были и выступления «за». Целые трудовые коллективы выражали одобрение возврата к жизни «по Москве». Мол, поэкспериментировали и хватит. Однако многие другие говорили, что хотят жить по калининградскому времени. И вообще, довольно уже этой чехарды!..
29 марта 1991-го состоялось заседание исполкома областного Совета народных депутатов. Первым (видимо, как самый важный) там рассмотрели вопрос «Об исчислении времени на территории области». И приняли такое решение: «Признать целесообразным сохранить существующую разницу во времени между Москвой и Калининградом».
Казалось, вопрос был закрыт. Но уже вскоре им снова озаботились. Реформаторский зуд тогда был во всём. Вот и тут опять решили «улучшить». В результате чего 3 ноября 1991-го Калининград… вернулся к жизни по столичным часам.
Однако противники такой жизни, несмотря ни на что, гнули своё. А в результате – родилось специальное постановление главы областной администрации Юрия Маточкина: с 02 часов 19 января 1992-го установить на территории региона применение московского времени минус один час.
Так янтарный край с тех пор и живёт, отставая на 60 минут от Москвы. Но хоть и прошло уже столько лет, тема эта, если её вдруг поднять, по-прежнему вызывает споры. Одни настаивают на том, что Калининград должен отставать от Москвы ещё больше – то есть на два часа. Другие доказывают, что оптимальна именно разница в один час. А кто-то пускает скупую слезу, вспомнив жизнь по «мск»…