Найти тему
Осеннее вино

Экспорт португальских креплёных вин с 2019 по 2023 годы

В результате выхода очередной годовой статистики Института виноградарства и виноделия (IVV) Португалии можно узнать, что экспорт портвейна в 2023 году упал на 5%, а мадеры на 13,5% (внутри Европы - почти на 20%), что вполне отражает как общий тренд уменьшения потребления вина, так и падения потребления креплёных. Впрочем, для нынешних кризисных времён -5% ещё вполне неплохо, особенно учитывая, что в деньгах падение поменьше.

Сравнительные данные по экспорту портвейнов в 2022 и 2023 годах
Сравнительные данные по экспорту портвейнов в 2022 и 2023 годах
Сравнительные данные по экспорту мадер в 2022 и 2023 годах
Сравнительные данные по экспорту мадер в 2022 и 2023 годах

Что касается статистики по отдельным странам, то в этот раз я решил отразить изменения в импорте с 2019 года (когда я начал следить за этой информацией и, соответственно, сохранять её). На графиках импортёры представлены выборочно, обязательно включая первую десятку по объёмам и пятёрку по стоимости (исключая совсем мелкие, случайные выбросы) плюс интересные случаи.

-3

Мировым лидером по потреблению (вряд ли они перепродают его куда-то ещё) остаётся Франция. Однако так же стабильно объём импорта падает: за последний 2023 год убыль составила практически половину от общих потерь в экспорте портвейна. При этом другие лидеры довольно неплохо держатся, Германия так и вовсе потихоньку, но растёт. Интригуют ровные и весьма высокие показатели Дании. А вот Великобритания давно уже не в лидерах по покупке напитка, который они когда-то, по сути, "заказали".

-4

В десятке мировых потребителей уверенно держатся Испания и Канада, но за последнее место в топе идёт борьба. Интересен рост к портвейнам в Италии, а Южная Корея и вовсе нарастила в 4 раза объёмы за два года, но затем наступила стагнация. В целом ни одна страна с серьёзными объёмами закупок не показала значимого роста в истекшем году.

-5

В 2021 году мощным рывком (рост на более чем 50%) Россия вышла на 15-е место среди импортёров портвейна по объёмам, но 2022-й ожидаемо обвалил эти показатели. Впрочем, дальнейшего падения не наблюдается, хоть какая-то радость. А вот в Китае какая-то очередная "винная революция", на этот раз со знаком "минус": ввоз креплёных обрушился более чем в 3 раза, да и про премиальные проекты производства сухого вина давно не слышно ничего нового. Из любопытных фактов можно отметить, как маленькая Новая Зеландия обгоняет огромного соседа Австралию по ввозу портвейна - возможно, это следствие поворота к сухим винам, а может, наоборот, в Австралии продолжают так "хорошо" (читай: много) делать свои портвейны, что чужие, пусть и оригинальные, им не нужны.

-6

Франция остаётся основным потребителем и мадеры - и так же неуклонно её теряет (почти 175 тыс. л за последний год). Немного воспрял интерес в Великобритании, так она к следующему году выйдет на уверенное второе место. Весь феномен Японии будет виден на последнем графике. Швейцария и Швеция, такие разные, но похожие, шли ноздря в ноздрю и наконец в отчётном году сошлись в районе красивого числа в 80 тысяч литров.

-7

Спад в 2022 году импорта в Россию хорошо виден и здесь - впрочем, если сравнивать с временами до аномального 2021-го, ничего особенно не изменилось. Напротив, большинство стран второго эшелона повысили импорт в 2022-м, однако тенденция не закрепилась (особенно расстраивает снова Китай). Лишь Италия демонстрирует стабильный рост интереса, а Бразилия и Норвегия хотя бы выдерживают заданные объёмы.

-8

Стоимостной график экспорта портвейна не так интересен (в целом повторяя тренды по объёмам), а вот в мадере картина совершенно иная, и США, традиционные "любители" этого напитка, вернули себе лидерство в 2021 году и продолжают отрываться - там, очевидно, любят подороже. А вот Великобритания не может определиться с трендом, но при этом уже подвинула Францию на 3-е место по общей стоимости.

-9

Любопытнейший показатель - средняя стоимость литра портвейна, продаваемого в конкретную страну. Не странно видеть среди "олигархов" ОАЭ (хотя там пока не могут определиться до конца - может быть, цена нефти влияет) и США, и немного странно - Австралию и Новую Зеландию (возможно, влияет дальность, и дешёвые напитки везти нерентабельно). Норвегия, как видно, тоже не зря считается дорогой/богатой страной.

-10

В Китае, кроме тренда на падение объёма, очевидна тенденция на премиумизацию закупок портвейна: средняя стоимость литра перевалила за 8 евро; похожие тенденции в Японии. Немного странно видеть в "среднем сегменте" Великобританию - как видно, там пьют не только и не столько винтажи.

-11

В стане любителей накатить портвейна подешевле подобралась интереснейшая компания: все основные лидеры по объёмам закупок в Европе (логично, хотя немного удивительно) плюс Россия (логично и неудивительно), хотя у последней были времена и получше. Интересно, что и здесь при повышении объёмов стоимость закупки падает (Германия, Италия), а вот при сокращении - растёт (отдельно удивляет Испания, вот уж где не подозреваешь рост доходов; хотя это могут быть и обеспеченные туристы).

-12

Среди любителей дорогой мадеры всё те же плюс внезапно Испания. Здесь, правда, очень сильная волатильность, особенно у мелких импортёров (Австралия, ОАЭ).

-13

На удивление, импорт мадеры в Россию почти не маргинализируется (правда, не так уж много возможностей купить совсем уж дешёвый напиток в этом сегменте), и тем более удивительно, что до сих пор мы пьём более дорогую в закупке мадеру, чем Швейцария и Германия. Где Франция берёт столь дешёвую мадеру, не очень понятно, но она им явно перестаёт нравиться. Может быть, им попробовать что-то более качественное?

-14

"Коэффициент мадеризации" (не ищите в литературе, термин я придумал сам) - отношение объёмов мадеры к общему объёму ввоза креплёных из Португалии (то есть вместе с портвейном). Здесь особняком стоит Япония, где мадеры ввозят больше, чем портвейна - абсолютно уникальный случай! Может быть, они из неё какое-то традиционное блюдо делают, или просто вкус мадеры близок каким-то традиционным напиткам - не могу прокомментировать. В ТОП-6 любителей мадеры весьма неожиданно входит и Россия с показателем, колеблющимся в районе 10% (в крупных странах-импортёрах 2-3%).

-15

Во втором эшелоне "мадеристов" интересно разве что пике в Германии и Южной Корее (в первом случае постепенное, во втором почему-то резкое) к типовым показателям. А вот в США репутация мадеры потихоньку восстанавливается, по крайней мере отношение к портвейну переваливает за 6%.