Церковный купол гудел, вибрируя голосами хористов, воспевающих Господа. Я стоял возле МАМЫ, окруженный плотным скоплением молящихся людей. Седой высокий мужчина неистово крестился, женщина в шубе пытаясь подпевать хору, явно за ним не поспевала, а дряхлая набожная старушка молилась, стоя на коленях пред иконой с изображенным на ней Николаем Угодником.
МАМУЛЯ, обернутая в тонкий шелковый платок, плакала. Атмосфера храма всякий раз сплавляла ее чувства вниз, и они, превратившись в слезы, капали на церковный кафельный пол. Она говорила, что не может контролировать этот процесс, так как он происходит не в следствии каких-либо воспоминаний или скорби во время службы, а именно от самой атмосферы и благоговейного трепета перед Всевышним Разумом, сотворившим всех и вся на земле. Контролирующим абсолютно все сложнейшие планетарные процессы. Представить себе подобное, особенно в тринадцать лет я не мог, поэтому всегда относился с уважением к слезам своей МАМЫ, не задавая ей лишних вопросов.
Низкий бас молодого батюшки протяжно тянул:
- «Хвалите Бога во Святыыых Егооо, хвалите Его во утвержении силы Егоооо» …
Как только настоятель делал паузу, хор звонко подхватывал:
- "Господи Сил, с нами бууудииии"…
Священник пел наизусть:
- Хвалите Его на силааах Егооо, хвалите Его по множеству велиииичествия Егооо
Хористы смиренно вторили:
- "Господи Сил, с нами бууудииии"…
Запах ладана вкупе с теплым воздухом заставил меня вначале расстегнуть пуховик, затем вызвал легкую зевоту, переросшую в маниакальное желание прикрыть глаза на лавочке, расположенной напротив прилавка со свечами, крестами и богословной литературой.
Благо служба подходила к концу. Люди, окружившие нас с МАМОЙ во время молитвы, направились к священнику. Встречая каждого, тот шептал им что-то на ухо, крестил, брызгал водой, параллельно протягивая руку для прикосновения к ней губ прихожанина.
Настал мой черед. Приблизившись вплотную к попу, я почувствовал запах церковных благовоний. Взяв меня за плечо, он кратко вдохнул в мое правое ухо:
- «Во имя Отца, Сына и Святаго духа, Аминь»! Ступай с Богом, сын мой. Тот, кто веру в сердце хранит, не ведает печали. Ибо он и есть- Царствие небесное.
- Спасибо, - я прошептал ему с благодарностью, - во сне Бог тоже меня защитит? – С надеждой посмотрев в его заросшие густыми черными бровями глаза, мне удалось задать еще один вопрос Батюшке
- И во сне защитит, и наяву не оставит дитя мое. Все бытие есть сон. Одно бесконечное, великое сновидение.
МАМА неожиданно дернула меня за рукав:
- Роберт, пойдем, не отвлекай человека от службы.
- Он не отвлекает. Ступайте с Богом…
Мы отошли от священника, оставив его на радость другим прихожанам. МАМА протянула мне две восковые свечи.
- Одну поставь на круглый подсвечник и попроси здоровья всем, кому его желаешь. После перекрестись, и ставь свечу на квадратный подсвечник, - она указала на латунную громадину, усеянную свечами различной длины и толщины. Одни из них потрескивая пылали, иные с недовольным шипением гасли, источая темный дым и специфический запах воска вкупе с ароматом благовоний. – Перекрестись и попроси покоя тем, кого больше нет с нами. Чтобы жили они там мирно, занимались своими делами, а в наши вмешивались только для помощи.
Подойдя к круглому подсвечнику, я поджег свечу об одну из пылающих возле меня. Аккуратно поставив ее в широкое отверстие, я сделал шаг назад, смотря на икону, висевшую надо мной, утопающую в ярких бликах свеч на стекле. Женское лицо смотрело на меня с состраданием. Глаза ее навзрыд жалели всех людей. «Ибо не ведают они, что творят», - подумалось мне, припомнив вчерашний школьный инцидент возле раздевалки.
Я закрыл глаза, от всей души прося Господа и женщину с иконы дать здоровья родителям, бабушке и дедушке, их соседям, троюродным сестрам, крестному, брату, и прочим многочисленным важным для меня людям. Направившись к квадратному подсвечнику, я невольно дрогнул. От данной просьбы зависело многое. Вернее сказать, это был единственный, такой же призрачный как бабушка способ вернуть себе спокойную жизнь.
Воткнув свечу в желтовато лимонную люстру, я перекрестился, начав свое медленное и аккуратное обращение:
- «Ба, я знаю, что ты меня не любила. Может какой-то своей любовью, однако ее я так и не понял. МАМА говорила ты не хотела нянчиться со мной, поэтому меня отправили к Бабе Свете и дедушке Боре. А знаешь, с ними было самое светлое и замечательное детство. Они возили меня на речку. Практически каждый день, представляешь? Дедушка научил меня чеканить мяч, предварительно подарив мне его, ездить на велосипеде, который так же был мне торжественно вручен на день рождения. Бабушка не сводила с меня глаз, впивая их в зеленый двор, где я прятался под густыми березовыми кронами, сидя на лавочке в компании местных друзей, игрушек и наклеек. Затем школа, и мне пришлось приехать обратно. Сидеть со мной тебе было не нужно, по крайней мере я мог всецело уходить в себя, за что тебе еще одно огромное спасибо. Благодаря тебе я мог часами читать и заниматься своими делами, не отдаваясь всецело ненужным мне школьным предметам. В седьмом классе я помню ты подарила мне кулек конфет и назвала меня внучком. Твой образ с окровавленным ножом перебил мои к тебе светлые чувства, но я простил тебя, не вдаваясь в первопричину твоих ужасных поступков. Ибо не ведала ты, что творила. Да и ты меня прости. Я осознал свою вину. Покойся с миром…»
Перекрестившись, как и положено, три раза, я вышел с МАМОЙ из храма. Морозный воздух выгнал сонливость, и мы стояли возле рельсов, пропуская скрипучий трамвай, медленно ползущий меж сугробами, светящийся тускло-желтым светом.
- Все сказал, как я велела? – Поинтересовалась МАМА, сменив платок на меховую шапку.
- Да МАМУЛЬ, конечно, - кратко произнес я в ответ, морщась от мелких снежинок, поднятых внезапным ветром.
В зимней темноте мы брели вдоль оживленных улиц. Говорить было холодно, поэтому всю дорогу шли молча, и каждый из нас думал о своем. Чувство непонятного умиротворения лежало на сердце. Казалось, что заветный ключ найден, и теперь ночные кошмары уйдут, или на крайний случай сменят сценарий с актерским составом. Придя домой и поужинав на скорую руку, я лег спать, погружаясь в сон под чтение книги. Чему быть, того не миновать.
Мне снилась церковь. Невероятно огромные белые колонны были сплошь испещрены надписями на непонятном языке. Посмотрев наверх я увидел обширный купол, оказавшийся почему-то прозрачным. Сквозь него виднелось черное космическое небо, демонстрирующее часть рукава млечного пути. Из огромных арочных окон лился белоснежный свет. Казалось, что в нем содержатся мои самые яркие эмоции и впечатления. От пристального внимания к свету по телу прокатилась вибрация. Ноги сами оторвались от пола, и я воспарил над землей под раскатистые песнопения, которые до сей минуты воспринимались мною как данность. Когда же я увидел их, смотрящих в мою сторону, мне стало благоговейно жутко. Семь огромных фигур стояли возле парящего иконостаса, пестрящего мироточащими образами. Все семь сущностей были порядка трех метров высотой и широки в плечах. Длинные накидки скрывали их могучие тела. На спины спадали огромные капюшоны. Серьезные лица, мертвенно бледные, выражали отеческую заботу, все равно что ты попал под машину, отделался легким испугом, и таким взглядом смотрит отец, в сердцах отчитывающий тебя, а в душе благодаря сияющих атлантов, что не подвели и были рядом в момент опасности;
- Гооооосподиии, Иисусе Хриисте. Сыын Боооожий помилуй мя грешногоо, - хором пели ангелы.
Да, это были они. Безусловно. Не оставалось никаких сомнений. Их голоса создавали вибрацию, с которой я слился, продолжая плыть в золотисто-медовом свете, льющемся из окон. Подхватив песню, я взмыл ввысь, оказавшись в открытом космосе. С удивлением заметил, что песня ангелов льется прямиком из моего сердца. Взмыв еще выше, мне показались галактики, разбросанные в бесконечном пространстве. Я не чувствовал тела. Его не было. Лишь единая песня, плывущая сквозь космос…
Внезапно сон оборвался, и я провалился вниз. Ощущения были сравнимы с нежданным падением в яму. За секунду до момента пробуждения до меня донесся далекий, душераздирающий вопль хищной птицы.
Вера Максимовна перестала приходить ко мне во снах. Постепенно ее образ стерся из памяти, появляясь лишь на редких фотографиях, хранящихся в старых фотоальбомах. Вот она стоит в своем коричневом пальто на крыльце роддома в окружении родителей и маленького меня, держащего в руках букет цветов, предназначенный для МАМЫ. На второй фотографии она смотрит в телевизор, сидя в своем кресле. В момент вспышки она успела перевести взгляд на объектив, запечатлевший на глянцевой бумаге ее выражение лица, по сей день сохраняющее невозмутимое спокойствие и уверенность в собственной правоте. Была еще видео кассета, где ее голос подбадривал брата, напевая не хитрую мелодию, под которую он, будучи трехлетним ребенком, безмятежно танцевал. Однако запись пропала, оставшись лишь слабым кино эффектом в попытках воспроизвести ее в архивах своей памяти.
Человеческий разум великая тайна. Благодаря ему даже самые страшные события в жизни со временем сглаживаются, стирая негатив, трансформируя его в строго упорядоченный смысл. Наш компьютер заставляет нас убедиться в том, что любое событие в жизни далеко не случайно. В самой жуткой, казалось бы, ситуации есть своя причина, порождающая следствие. Необходимо смотреть в глубь причины, и работать над ней не обманывая себя. Руководствуясь этим правилом, вам не придется каждый раз страдать от не желательных последствий, тем самым вы обезопасите свое «я» от повторения событий, которых всем сердцем старались избежать.
Лишь недавно я снова увидел ее. В своих ночных грезах мне пришлось управлять автомобилем. Въезжая во двор, я остановился, заглушив двигатель. Выйдя из машины, я по привычке бросил взгляд на кухонное окно. Вера Максимовна смотрела на меня не отрываясь, но ее лицо было измученно-опустошенным. На мгновенье дрожь пробрала меня до костей, а волосы на голове зашевелились, формируя привычную, давно позабытую мною реакцию, которой я был часто подвержен четверть века назад.
Продолжая смотреть ей в глаза, и пересилив себя, я улыбнулся, приветственно махнув рукой в ее сторону.
03.05.2023
Дорогие друзья! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение. Спасибо за просмотр!)