Найти тему

Куявы

Из «Повести временных лет»:

И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.

Однако до настоящего времени не выявлено памятников, которые можно было бы четко отождествлять с полянами. И такое положение дел не случайно, так как в девятом веке на Днепре поляне отсутствовали. Не было и Киева, который Константин Багрянородный в книге «Об управлении империей» именует крепостью Куявы, называя ее Самватас.

Не понимаю, почему никто не обратил внимания на фразу приписываемую создателем «Повести временных лет» князю Олегу, где Киев именуется не отцом, а матерью городов русских. А ведь его женский род вместе с упоминаниями Куябы и Куявы в арабских и византийских источниках свидетельствует, что изначально это было не название города, а наименование территории заселенной куявами.

Переселение их с Вислы в первой половине девятого века возглавлял князь Самвит, его именем и была названа построенная на Старокиевской горе крепость. Место была выбрано не случайно, так как на находившихся рядом перекатах Днепра купеческие суда русов часто подвергались нападениям сиверов и древлян. Кстати, последние получили свое имя не от деревьев или леса, а от того что были старожилами в этих местах.

Похоже только с помощью женитьбы сына Дира на дочери князя древлян Самвиту удалось с ними замириться. А вот платил ли он дань русам, как словене неизвестно, но хазарам куявы ее точно не платили. Как во времена Самвита и Дира, так и Аскольда, который стал союзником восставших данников хазар сиверов, что явилось одной из причин его убийства в 882 году Олегом.

Вообще Аскольд личность интересная, учитывая, что по «Повести временных лет» они с Диром являлись лишь боярами Рюрика. Понятно, что только так летописец мог объяснить притязания Олега опекуна Игоря на земли Куявии. Однако поездка Аскольда в Константинополь в 866 году, свидетельствует о его высоком положение в Куявии, иначе вряд ли ромеи восприняли всерьез желание русов креститься.

Дело в том, что после нападения в 860 году «народа Рос» на Константинополь руских купцов перестали туда пускать, а торговля с ромеями через посредников в Херсоне была не столь прибыльной. Кто придумал идею с крещением, сказать трудно, но именно Аскольд воплотил ее в жизнь. И в 866 году часть куявов становится христианами, и у них создается епархия, о чем сообщает в окружном послании патриарх Фотий.

Причем в возобновление торговых поездок в Константинополь сами куявы были не сильно заинтересованы, их земли в то время ограничивались правобережьем Днепра, вокруг современного Киева. А вот вендское купеческое товарищество другое дело, именно они и добиваются от уже короля ободритов и вендов Мстивоя разрешения жителям вассального куявского княжества креститься.

Причем Аскольду на переговорах с ромеями помогали, служившие тогда в Константинополе наемники русы. Учитывая, что дочь одного из них Евдокия Ингерина была в то время любовницей императора Михаила третьего. Не имея возможности на ней жениться, он выдал ее замуж за своего постельничего Василия, сделав того соправителем. А в 867 году Василий уже стал императором, а Евдокия Ингерина императрицей.