Найти тему
Школа Вокала.

«Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию качеств голоса» Григория Алчевского.

Григорий Алексевич Алчевский -композитор, камерный певец, пианист, музыкальный критик, общественный деятель, вокальный педагог-методист, в лице которого «русская школа пения» как область музыкальной науки нашла преданного исследователя исполнительского стиля русских певцов.

Его методические учебные пособия «Вокальная техника в ежедневных упражнениях» и особенно «Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию качеств голоса» стали классическими пособиями и широко используются музыкантами Европы и мира вот уже более ста лет.

Успехи его учеников -Д. Аспелунда, Н. Озерова, С. Юдина, Ивана Алчевского, о котором и в наши дни говорят как о выдающемся явлении культуры той эпохи,-свидетельство истинности научно-методических ориентиров авторской концепции Григория Алчевского.

Г. А. АЛЧЕВСКИЙ.ТАБЛИЦЫ ДЫХАНИЯ ДЛЯ ПЕВЦОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ К РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ГОЛОСА. Здесь таблицы, кому интересно.

фото интернет
фото интернет

Про длину дыхания(из книги).

"Наибольшая длина дыхания (в секундах), достигнутая упражнениями, пропорциональна у данного индивидуума силе произвольного нажима на легкие.

Если певец, например, имел первоначально дыхание, равное по таблицам 20 секундам, то, когда он достигнет 30 секунд, сила произвольного нажима увеличится в полтора раза, при 40 секундах — в два раза и т. д.

Длительность звука в пении пропорциональна длине дыхания, достигнутой упражнениями, и составляет от одной до двух третей ее.

Согласно этому положению певцы, доведшие упражнениями дыхание до 60 секунд, могут, в зависимости от субъективных особенностей организации их грудной клетки, петь на одно дыхание от 20 до 30 секунд.

Два последние положения устанавливают полнейшую зависимость между числом секунд, до которого доведено дыхание певца по таблицам, и между силой его произвольного нажима на легкие, длительностью звука в пении и диапазоном его голоса.

Выделив, как неизменимое качество голоса, его абсолютную высоту и указав на характер отношения силы дыхания к длительности звука и диапазону голоса, мы можем обратиться к весьма интересному вопросу о степени зависимости развития всех остальных качеств голоса как от гимнастики дыхания, так и от методов, указанных староитальянской школой пения.

В порядке постепенно убывающей зависимости их развития от гимнастики дыхания, главные части голоса расположатся так:

1. Звуковая длительность.

2. Объем.

3. Ровность.

4. Сила.

5. Выносливость.

6. Тембр.

В порядке же зависимости от вокальных упражнений, их группировка предстанет в таком виде:

1. Отношение голоса к речи.

2. Отношение голоса к гласным.

3. Подвижность.

4. Отношение голоса к регистрам.

5. Тембр.

В общем развитии голоса роль упражнений в дыхании превосходит в полтора раза роль вокальных упражнений.При единовременном применении вокальных упражнений и упражнений в дыхании получатся, разумеется, результаты, превосходящие в два с половиною раза результаты, достигаемые одними вокальными упражнениями.

Гимнастика дыхания дает возможность понизить требования, предъявляемые к голосам до таких норм:

наибольшая длительность дыхания в пении у начинающих может быть равна одной десятой дыхания, достигаемого при его полном развитии, что равняется трем-четырем секундам.

диапазон тоже может равняться одной десятой нормального, т. е. двум-трем полутонам.

ровность голоса может равняться одной пятой нормальной ровности.

сила — одной трети.

выносливость голоса — двум пятым.

тембр — по своему достоинству может быть вдвое ниже того, который считался приемлемым для начинающего.

Многие из так называемых «безголосых», благодаря гимнастике дыхания, могут достигнуть при настоящей любви к искусству и при большой настойчивости выдающихся результатов в пении."

В общем, в книге вы найдете:

  • ГРИГОРИЙ АЛЧЕВСКИЙ В КОНТЕКСТЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
  • РОЛЬ ГИМНАСТИКИ ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ ГОЛОСА
  • ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ТАБЛИЦ ДЫХАНИЯ
  • ТАБЛИЦЫ ДЫХАНИЯ
Чем выше звук, тем больше число колебаний голосовых связок присуще ему и тем больше давление воздуха должно быть создано для воспроизведения такого звука, за счет мускулатуры голосового аппарата.
В этой связи необходимо поющему иметь в виду следующую формулу:
«сила произвольного нажима на легкие при пении нот различной высоты – пропорциональна квадрату числа колебаний голосовых связок.
Это значит, что если мы обозначим единицей силу нажима при самой низкой ноте певца, то при ноте, лежащей октавой выше и имеющей удвоенное число колебаний первой, нажим должен быть доведен до четырех сил, а при ноте, лежащей еще октавой выше – до шестнадцати сил» (Алчевский «Таблицы дыхания певцов»).
фото интернет
фото интернет