Как мы в нашем советском детстве любили смотреть «Ералаш»! Задорный товарищ спел свое обычное «веселые истории увидеть не хотите ли?», свистнул – и мы дружно бежим к экранам. Практически по свистку, в хорошем смысле ))
Особенно обожали, например, выпуски:
- с мальчишками, которые оказались «мы не двойняшки, мы тройняшки – я…» – ну, дальше вы помните..;
- Геннадием Хазановым, игравшим молодого учителя, который пришел в школу и столкнулся с теми еще итальянскими учениками… а потом их приручил и даже заставил «сдать оружие» – рогатки;
- еще одной учительницей в исполнении Марины Левтовой, которая сначала вела уроки, а потом рассекала на скоростных автомобилях как каскадер, считая, что после работы в школы ей уже ничего не страшно;
- Татьяной Пельтцер в роли бабушки, которая всюду помогала внуку – мол, «бегу, Витенька, бегу, маленький!», вплоть до того, что уже вытаскивала машину из заторов довольно взрослому Виктору…
А с конца 1980-х гг. пошла новая волна. И смотреть «Ералаши» почему-то хотелось всё меньше.
Причем я даже помню сюжет, после которого лично я перестала отслеживать новые выпуски ранее любимого киножурнала. Это был сюжет про школьницу, которая стирала комбинезон.
Она при этом сидела в них одетая в ванне, полной пены. То есть комбинезон снаружи заметно не было.
И одноклассник, пришедший к ней с учебными вопросами, увидев девочку, начал исходить дрожью – какой-то совсем не детской. Особенно когда девочка подняла нoжку из пены.
Мальчик, засмущавшись, убежал, а потом оказалось, что нoжка затянута штаниной. Но острота, интрига, напряжение, сама суть была не детская.
Не считайте меня святошей или занудой. Просто я уверена, что мухи должны быть отдельно, варенье – отдельно. И не стоит смешивать детский киножурнал с историями (а они именно таковы) взрослыми.
«Меня терзают смутные подозрения», что «Ералаш» с конца 1980-х гг., и особенно в «лихих 1990-х», начал сильно ориентироваться на западное телевидение. В том числе на их детские мультики, в которых то там, то сям мелькали сюжеты, образы и костюмы откровенно, скажем честно, взрослые.
Диснеевцы такое любят. Но подойдет ли подобное нам?..
Кроме того, в постсоветском киножурнале стали сильно затягивать концовку.
Допустим, сказал герой финальную фразу, =>потом включали какой-то звук, обозначавший конфуз, => потом добавляли еще какой-то условный «шмяк» вроде падения героя... => и таких добавлений могло быть несколько.
Это как если обозначить словом «лопата», что вот она, шутка юмора... и потом несколько раз с разными интонациями повторить эту «лопату». Станет анекдот от этого смешнее? Вряд ли...
Очевидно, у авторов нашего киножурнала просто истощилась фантазия. Оно можно понять: нельзя много лет постоянно генерировать творческие идеи.
Однако можно ведь было принять новую команду, но в прежнем стиле?
Допустим, «Ералаш» стал нередко обыгрывать анекдоты. Честно говоря, не совсем это понятно. Как бы… нечестно, что ль?
Вспомним, к примеру, сюжет с мальчиком, который пришел удить рыбу. И ему в темноте таинственный голос несколько раз торжественно повторял: «Здесь рыбы нет!» А потом на удивленный вопрос мальчика «Кто это?» голос отвечал: «Директор стадиона!»
Сюжет был известен именно как анекдот уже пару лет до съемок этого выпуска «Ералаша», и я прекрасно помню разочарование, которое постигло нас, зрителей, при просмотре его дебюта на экранах.
Но авторы киножурнала не посмущались его использовать. Кстати, в анекдоте звучало короче, а потому хоть немного, да смешнее: «Директор катка!»
Впрочем, в то время вообще творилось не совсем понятное на телевидении в целом.
Так, Карен Шахназаров впоследствии делился, что в 1990-е гг. царила вседозволенность, когда уже можно было снимать всё что угодно, а государство еще за это платило.
Вот некоторые и снимали... и наснимали... и даже доснимались...
Так, для взрослых появились немного странные фильмы наподобие «Нового Одеона», а для детей – новые выпуски «Ералаша» во взрослом (ну, или почти-почти) стиле.
А главное – «Ералаш» перестал быть смешным. Да, он переформатировался. Но после этого утратил и смак, и изюминку.
П. с. Дорогие читатели, а вам нравится «Ералаш» – советский/постсоветский/современный? И чувствуете ли вы разницу между этими «фазами»?
Также читайте, как жилось самому узнаваемому рыжему из советского «Ералаша», и еще как снимали один из лучших выпусков – с Хазановым.
Плюс читайте, почему я не общаюсь в «Одноклассниках», в последние годы перестала смотреть КВН и из тревел-шоу больше люблю «Мир наизнанку», чем «Орел и решка».
#телевидение #культура #знаменитости #психология #передачи #СССР #кино #интересные факты #общество