Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Три правила счастливой жизни от Омара Хайяма, или в чём обвиняли великого поэта

Оглавление
Рисунок Павла Бунина
Рисунок Павла Бунина

Омара Хайяма знают все, как автора красивых четверостиший (рубаи). Однако куда более интересной является его жизненная философия, стоящая за дерзкой поэзией - та самая, за которую он едва не расплатился жизнью.

Великий опальный философ

Возможно читателям, знающим знаменитое "Кто понял жизнь, тот больше не спешит...", будет удивительно узнать, что Хайям не был профессиональным поэтом. Он был математиком и астрономом. Научная деятельность - вот под какими знамёнами прошла его молодость и зрелые годы. Благодаря научной работе по алгебре, он получил должность учёного при дворце Мали-шаха в столице Персии, а историки уверяют, что его последующие труды по математике обогнали европейские исследования на 500 лет.

Впрочем, власть имущих интересовала не столько математика, сколько расположение звёзд.

Поэтому Хайям фигурирует в источниках, как придворный астролог, чьи предсказания пользуются необычайным авторитетом. Интересным является тот факт, что известный писатель и поэт Низами Самарканди, лично знавший Омара, писал о нём: "Хотя я сам был свидетелем предсказаний Омара, я не видел в нём самом никакой веры в предсказания по звёздам".

Научная карьера Хайяма обрывается вместе с гибелью его покровителя - Мали-шаха и началом последующей борьбы за власть. Сам Хайям пишет в воспоминаниях:

"Мне сильно мешали невзгоды общественной жизни. Мы были свидетелями гибели людей науки, число которых сведено сейчас к незначительной кучке, настолько же малой, сколь велики её бедствия, на которую суровая судьба возложила большую обязанность посвятить себя в эти тяжёлые времена усовершенствованию науки и научным исследованиям".

Вдова Мали-шаха Туркан-хатун не простила Омару дерзкие строчки сочинённых им рубаи, намекавшие на её бездарное правление, и тот был вынужден покинуть дворец, чтобы остаток своей жизни провести у себя на родине, занимаясь преподаванием математики и философии. Именно в эти годы, когда за спиной Хайяма уже не стояло сильных покровителей, резко обострились его отношения с религиозными властями, обратившими внимание на необычную философскую позицию учёного, который с одной стороны ставил под сомнение авторитет Корана, а с другой - откровенно высмеивал священнослужителей:

Ты, муфтий, нас беспутнее подчас,
Мы во хмелю тебя трезвей сто раз,
Пьёшь кровь людскую, кровь лозы мы тянем, -
По чести: кровожадней кто из нас?


Востоковед Марина Рейснер считает, что в последние годы жизни Хайям действительно опасался за свою жизнь, ведь обвинения в отклонении от норм шариата и сейчас в некоторых странах Востока равносильны смертному приговору.

-2

В чём обвиняли великого поэта

Совершенно напрасно Хайяма недоброжелатели пытались уличить в атеизме. Учёный не только совершал паломничество в Мекку и преподавал ислам, но и ни разу в своей поэзии не поставил под сомнение существование Бога. Куда более оправданными были обвинения в материализме, пантеизме и... эпикурействе.

Получив лучшее образование для своего времени Хайям прекрасно был знаком с учениями греческих натурфилософов.

И обвинялся высмеянными им религиозными ортодоксами в том, что был проводником крамольных идей "натуралистов". Поводом, конечно, послужили многочисленные рубаи, которые Омар сочинял всю свою жизнь, судя по всему, просто ради удовольствия.

Закрой Коран. Свободно оглянись
И думай сам. Добром всегда делись.
Зла никогда не помни. А чтоб сердцем
Возвыситься - к упавшему нагнись
.

Если же говорить о связи личной философии поэта с эпикуреизмом, то можно выделить те представления о счастливом образе жизни, которые Хайям считал идеалом и воспевал в своих стихах.

-3

Три правила счастливой жизни от Омара Хайяма

В своих поражающих глубиной и красотой стихах Хайям откровенно и недвусмысленно воспевает три принципа, которые всецело соответствуют эпикурейской этике.

1. Держись дальше от толпы.

Мейнстрим - это проблема бешеной овцы, которая ведёт стадо неизвестно куда и чаще всего к погибели многих. Противостоять этому невозможно, быть частью этого - безумие. Эпикур провозглашал: "Живи незаметно!", что означало: "Управление осуществляется не через крики на площадях, а через выстраивание личных связей". Сам он прожил свою жизнь в сельской местности в окружении многочисленных друзей, полностью отринув себя от политической деятельности. Точно такой же образ жизни вёл и Хайям, покинув шахский дворец.

Ты половину хлебца добыл в пищу,
Тебя согрело бедное жилище,
Ты раб ничей и господин ничей -
Поистине, везёт тебе дружище!

2. Или ты счастлив сейчас, или не счастлив никогда.

В основе философии Эпикура лежит умение наслаждаться жизнью в текущем моменте без саморазрушений и девиаций. Хайям постоянно твердит в своих стихах о том же: радоваться жизни нужно уметь, потому что она мимолётна. Глупец тот, кто меняет простые радости жизни на идолы толпы - деньги, моду, авторитет или власть. Они не дают ничего, кроме многих страданий. Так же и лукавое мудрствование, которое вместо счастья дарит человеку лишь горе от ума (и ум ли это тогда?).

Дорогой веры следует идти,-
Решил один, другой надеется найти
Тропинку истины. Когда-нибудь им скажут,
Что оба шли не по тому пути
.

3. Наслаждайся дружбой, она - высшая добродетель.

Ключевым столпом эпикурейской этики является понятие дружбы, построенное вокруг доброжелательного и бескорыстного отношения к людям. Возможно поэтому эпикурейские общины процветали по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку. Хайям постоянно ссылается на то, как истинный мудрец относится к простым людям: без высокомерия, без попыток запутать умными словами, без укоров в грехах и пр. Потому что отношение к людям - это отношение к самому себе.

Будь мягче к людям. Хочешь быть мудрей?
Не делай больно мудростью своей.
С обидчицей-Судьбой воюй, будь дерзок,
Но сам клянись не обижать людей
.

Человек, проживший 20 лет в самом богатом дворце того времени, обрёл своё понимание счастья тогда, когда покинул его пределы. Ибо, как писал Хайям в своих четверостишиях, жизнь одна, и глупо тратить её на интриги и вражду. Возможно, и мы сегодня, обращаясь к стихам тысячелетней давности, сумеем найти для себя ответы на актуальные для нас вопросы.

Статьи по теме

Мои соцсети: ВК Телеграмм Ютуб