Найти тему

Как водить в российской империи, чтобы не попасть на каторгу?

Что вы видите, выходя на улицу? Солнце, небо, деревья и, возможно, поющих птиц. А что кроме этого? Что стало таким обыденным, что мы уже не обращаем на это внимание, и чем пользуемся уже на протяжении века? Автомобили, конечно же.

Машины прошли долгий путь эволюции от форд модель т, который заводился с кривого стартера до внедорожников BMW и суперкаров Ferrari. Однако, без чего автомобилям точно не обойтись?

Те, кто читал одну из моих прошлых статей скажут, что без ремней безопасности. И будут правы. Без них тоже никуда. Но что ещё стало такой обыденностью, что порой мы просто забиваем на это? Правила дорожного движения. Мало кто знает, но они зародились не на эпохе автомобилестроения, а ещё в 17-м веке.

Исторический контекст.

За несколько веков до появления первого автомобиля, люди в основном ездили на лошадях, или на специальных колесницах. По сути, они мало чем отличались от лошадей кроме своей грузоподъёмности и количества вмещаемых пассажиров. А те, кто не мог позволить себе карету или лошадь были вынуждены передвигаться пешком. С течением времени, стало понятно насколько эффективны колесницы, поскольку, во-первых, как уже было сказано - они обладали мощной по тем временам грузоподъёмностью, а чем она больше - тем больше товара можно загрузить и тем больше продать. Ну и во-вторых, колесницы могли поднять то, что человек поднять не в силах. Например, пушки. Особенно, если такого добра было очень много.

Кроме грузоперевозок, колесницы также использовались как такси для тех, кто мог себе это позволить. Казалось бы, идеальная жизнь - есть транспорт, есть дороги - плати и получай удовольствие.

Да только проблемы подкрались, как говорится, незаметно. Дороги образца 16-17 веков не отличались своей пропускной способностью. Что я имею в виду?

Посмотрите на обычные современные дороги. Почти все из них в большинстве своем весьма широкие. Есть также многополосные загородные трассы, где можно просто ехать вперёд - места полно.

В то время, дороги были крайне узкие, и в большинстве своем с двусторонним движением на одной полосе. То есть, у вас нет разделения на встречную и свою полосу. Просто дорога, по которой плетётся сотня-другая карет, запряженных лошадьми.

Все это приводит к тому, что большие города просто-напросто стали представлять огромную многокилометровую пробку, где было ни пройти, из-за огромного количества этих колесниц, и ни проехать, по той же причине.

Такие пробки были обычным делом для городов того времени.
Такие пробки были обычным делом для городов того времени.

Порой, пробки возникали из-за медленных или не очень умных пешеходов и/или других водителей. На такой случай, у кучера кареты был хлыст, которым вполне легально разрешалось бить людей, которые либо лезут под колеса, либо просто мешают движению.

Но водители-тормоза были не главной проблемой. Главной проблемой была ситуация, когда один водитель либо переоценил, либо недооценил свои способности и на всей скорости перевернул карету, либо врезался куда-нибудь. В этот момент вся улица дружно разочаровано вздыхала и понимала, что ближайшие сутки они проведут стоя на месте, пока будут разгребать последствия.

Такой инцидент перекрывал движение на долгие часы.
Такой инцидент перекрывал движение на долгие часы.

Для того, чтобы хоть как-то решить эту проблему, Пётр I в 1683-м году издаёт указ «о дорожном движении»

Указ запрещал движение «на разнузданных лошадях», а также предписывал «ездить смирно и осторожно, ослушников же ссылать на каторгу»

Вдобавок к этому указу, были созданы органы дорожной полиции, которым приказывалось разгребать последствия аварий, а также наказывать людей, нарушающих приказ. Фактически, этот указ стал одним из многих прототипов правил дорожного движения и скоростного ограничения. Благодаря ему также появилась и первая версия органов ГИБДД.

Следующий значительный вклад в организацию дорожного движения вносит императрица Анна Иоанновна. 9 марта 1730-го года, она издала указ следующего содержания:

Ныне Ее Императорскому Величеству известно учинилось, что многие люди ездят в санях резво и не смирно, и верховые их люди пред ними необыкновенно скачут, и, на других наезжая, бьют плетьми, и лошадьми топчут. Того ради Ее Императорское Величество Всемилостивейше указала: в Москве по всем градским воротам и по большим улицам публиковать с барабанным боем и в пристойных местах выставить печатные листы, дабы впредь всяких чинов люди, как вышнего, так и нижнего достоинства, ездили сами и люди их перед ними смирно и на лошадях не скакали, и, ни на кого наезжая, не били, и лошадьми не топтали. А ежели кто впредь в противность сего указа дерзнет так резво и не смирно ездить, и люди их не обыкновенно перед ними скакать, и плетьми кого бить, и саньми и лошадьми давить, таких велено ловить, и для того из Полиции посылать разъезды из драгун и солдат. И которые так чинить будут, тех ловить и приводить в Полицию, и в Правительствующий Сенат рапортовать

Указ указом, но конкретного наказания за нарушение указ не назначал, а следовательно - все продолжали ездить как кому вздумается. Видя всё это, спустя 2 года императрица издаёт правки к данному указу, где было сказано, что за нарушение данного указа, всех ждёт суровое наказание или даже смертная казнь. Извозчики и прочих чинов люди знатно удивились такой жестокости, но делать нечего - надо было подчиняться. Уточнение о том, как и кого наказывать появилось лишь в 1737-м году. Особо тяжкое наказание было предназначено лишь кучерам и лакеям. Теперь, за отказ «ездить смирно, со всем опасением и осторожностью», указ предписывал хлестать плетью или ссылать на каторгу. Тех же, кто склонял к быстрой езде приказывалось штрафовать, причём сумма штрафа устанавливалась сенатом. Размер мог быть от незначительного, до трёх годовых зарплат виновника, а то и больше.

Говоря начистоту, данные указы предназначались для того, чтобы торговому транспорту, с оружием, припасами, ну и прочим, а также транспорту высокопоставленных лиц было проще передвигаться по дорогам без опасения, что какой-нибудь лихач на своей колымаге влетит им лоб-в-лоб. Смысл всех указов можно свести к тому, что если человек будет ездить слишком быстро, или наоборот слишком медленно и мешать движению - его хлестали плетью, или отправляли в Сибирь. И для базовой организации дорожного движения этого было вполне достаточно. Ведь на тот момент, транспорт был как раз только у чиновников, а также предприятий. Простые жители такой роскоши себе позволить не могли, а поэтому передвигались пешком.

Примерно так обстояла ситуация с транспортом в Царской России.

-3

Благодарю вас за ваше внимание. Буду рад вашей подписке на мой канал, а также лайку и комментарию.